Кайзерслаутерн, Германия – На участке, находящемся на территории американской военной базы в городе Графенвер (Grafenwöhr), расположились 820 новых домов нескольких типов с такими названиями, как «Вирджиния», «Джорджия» и «Калифорния».
Здесь есть спортивные площадки, молодежные центры, школы, магазины и свежевымощенные улицы – все это построено в рамках проекта Пентагона, выделившего 1,1 миллиарда долларов в стремлении расширить военную базу, сделав ее пригодной для проживания более 15 тысяч человек, включая 4,5 тысячи американских военнослужащих.
Правительство США также выделяет 500 миллионов долларов, чтобы улучшить условия проживания своих частей в Висбадене, находящемся в нескольких часах езды от Графенвера.
А руководство авиабазы Рамштайн (Ramstein Air Base), расположенной неподалеку от города Кайзерслаутерн (Kaiserslautern), недавно открыло новый торгово-развлекательный комплекс, в котором имеются торговый центр, кинотеатр-мультиплекс и гостиница.
Через двадцать лет после падения Берлинской стены – и начала конца «холодной войны» - американские войска и не думают уходить из Германии. Вместо этого они закрепляют свои позиции.
9 ноября 1989 года первая брешь в печально известной стене ускорила падение коммунистических правительств по всей Восточной Европе, стала предвестником гибели советской империи и устранила исторические причины обширного американского военного присутствия на территории Восточной Европы. Многие ожидали, что войска США скоро снимутся с места и отправятся домой.
Но все обернулось совсем не так.
Сегодня на место угрозы коммунизма пришла угроза терроризма. Германия не является более передовой линией «холодной войны» - вместо этого она стала значимой военной базой в других конфликтах. А американское военное присутствие определенно сократилось.
Однако эксперты утверждают, что с учетом конфликтов в Афганистане и Ираке и проблем в других регионах полушария, присутствие американских вооруженных сил остается крайне необходимым.
«Соединенные Штаты не справятся в одиночку», - утверждает Джим Макноттон (Jim McNaughton), историк в составе Объединенного командования вооруженных сил США в Европе. – «Мир не хочет, чтобы мы действовали в одиночку. Один их способов продемонстрировать нашу готовность работать сообща – это заблаговременно разместить войска».
Прежде чем Берлинская стена была разрушена, зона влияния вооруженных сил США в Западной Европе простиралась от Исландии до Греции, и большая часть войск была размещена в Восточной Германии – им было поручено внести свою лепту в ослабление удара, который могло нанести потенциальное вторжение стран Варшавского договора.
Сегодня, численность американских войск в Европе составляет менее четверти их количества во времена «холодной войны»: 80 тысяч солдат вместо 375 тысяч военнослужащих, расположенных здесь на пике противостояния с Советским Союзом.
Начиная с 2003 года, Объединенное командование ВС США в Европе закрыло 43 военные базы и вернуло в США более 11 тысяч военнослужащих и 16 тысяч членов их семей. Старые модели танков были заменены новой техникой, более приспособленной к условиям нынешних конфликтов: бронетранспортеров класса MRAP (Mine Resistant Ambush Protected – т.е. «защищенный от мин и нападения из засады») и машин MRAP повышенной проходимости (MRAP All-Terrain), а также бронированных машин «Страйкер» (Stryker).
«Это уже не традиционное присутствие армии США в Европе», - считает Маркус Кайм (Markus Kaim), руководитель исследовательской группы в Германском институте международной политики и безопасности, расположенном в Берлине. – «В действительности никто не допускает, что в ближайшем будущем предстоит нападение на НАТО или на территорию Германии».
И все же, хотя американское военное присутствие определенно сократилось, по мнению аналитиков, именно оно помогает обеспечить эту стабильность.
«Сразу после [окончания «холодной войны»] было неясно, насколько стабильным окажется положение в Европе», - рассказывает Макноттон.
И действительно, когда в 1992 году в Боснии и Герцеговине разразилась межэтническая война, вмешательство американских войск и сил НАТО, размещенных на территории Европы, сыграло ключевую роль в разрешении конфликта, хотя потребовалась пара лет, прежде чем союзники отреагировали.
Война на Балканах «стала пугающим предупреждением о возможной нестабильности», считает Макноттон.
Последовали также и другие «сигналы». Когда в 2008 году бывшая провинция Сербии Косово в одностороннем порядке объявила о своей независимости, напряженность в регионе усилилась. Солдаты морской пехоты США, несущие службу в американском посольстве в Сербии, были задействованы во время протестов. В то же время неподалеку разместили части руководимого НАТО контингента сил для Косово, в котором насчитывалось около 1,5 тысяч американских военнослужащих.
В свою очередь прошлогодний конфликт между Россией и Грузией развеял предположения о том, что война на европейской земле – дело прошлого. Верхушка командования ВС США в Европе продолжает настороженно следить за беспокойным кавказским регионом.
Макноттон полагает, что в сегодняшнем мире роль Соединенных Штатов как мировой державы неразрывно связана с их европейскими союзниками – как старыми, так и новыми.
«Мы – важная часть их защитного уравнения», - заявил он. – «Я не думаю, что они хотят нашего ухода».
Другая причина – деньги. Ежегодно США закачивает миллионы долларов в европейские государства.
В середине восьмидесятых годов, это, казалось, не играло столь уж большой роли. Тогда присутствие США в Европе было более значительным, и европейцы – в частности, немцы – возразили против размещения на своей земле баллистических ракет средней дальности «Першинг-2» (Pershing II).
Однако через каких-то десять лет немецкие мэры приезжали в Вашингтон, чтобы убедить Конгресс США не закрывать американские военные базы
Макноттон утверждает, что он не ощущает где-либо в Западной Европе широкой общественной поддержки вывода американских войск. По словам Макноттона, если США когда-либо и попросят уйти, то они уйдут. Он заявил, что это оставалось необъявленной политикой на протяжении десятилетий, и привел в качестве примера Марокко, Ливию и Францию.
«Хотя существует немало убедительных причин сократить численность вооруженных сил в Европе, вполне вероятно, что Соединенным Штатам придется сохранить здесь некоторое надежное военное присутствие», - утверждалось в отчете Счетной Палаты за 1990 год.
Что именно представляет собой «надежное военное присутствие» - это вопрос, который представители военных и гражданских структур продолжали обсуждать все это время. Текущий план Пентагона заключается в сокращении количества вооруженных сил США в Европе до 60 тысяч к 2015 году. О последующих планах ничего не сообщалось.
В то время как Вооруженные силы США тратят все больше времени и ресурсов на переброску войск в Румынию и Болгарию для проведения учений и на участие в создании многонационального воздушного подразделения в Венгрии, получившего название «тяжелого авиатранспортного крыла» (Heavy Airlift Wing), - используемого преимущественно для доставки в Афганистан вооруженных сил и припасов, - в Англии, Италии, Испании и Германии по новому оценили имеющиеся военные базы.
Существующая сейчас инфраструктура «очень эффективна», считает Джексон Джейнс (Jackson Janes), исполнительный директор Американского института по изучению современной Германии в университете Джона Хопкинса (American Institute for Contemporary German Studies at Johns Hopkins University).
«Нельзя одним взмахом волшебной палочки мгновенно создать ее где-нибудь в другом месте», - заявил Джейнс. - «Со временем она возможно и будет развита, но не в ближайшем будущем».
Джейнс и Макноттон отметили, что наличие базирующихся в Европе вооруженных сил позволяет Пентагону с большей легкостью разворачивать войска в таких местах, как Африка, Афганистан и Ирак, чем если бы войска перебрасывались напрямую из США.
К тому же продолжающееся военное присутствие США дает Вашингтону еще кое-что: уверенность.
«Если у вас нет ни одной карты на руках, кому будет хоть какое-то дело до вашего мнения?» - заявил Дуглас В. Джонсон-младший (Douglas V. Johnson II), профессор кафедры национальной безопасности в Военном колледже армии США (U.S. Army War College).