Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Газопровод Молотова-Риббентропа

Германия помогает России «кинуть» Центральную Европу.

© ReutersТрубы нордстрим Nord Stream строительство
Трубы нордстрим Nord Stream строительство
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Рюген хорошо известен как место, популярное среди немецких туристов. Однако сейчас этот остров в Балтийском море примеряет на себя новую роль – роль «перевалочного пункта» в рамках энергетического проекта, который является настолько же амбициозным, насколько и спорным: газопровод «Северный поток» между Россией и Германией.

Рюген хорошо известен как место, популярное среди немецких туристов. Однако сейчас этот остров в Балтийском море примеряет на себя новую роль – роль «перевалочного пункта» в рамках энергетического проекта, который является настолько же амбициозным, насколько и спорным: газопровод «Северный поток» между Россией и Германией. По всей вероятности, уже следующей весной первые сегменты газопровода будут опущены на морское дно по линии, которая пройдет через российские, финский, шведские, датские и немецкие территориальные воды – открыто сторонясь Балтийских государств и Польши.

Причина этого в том, что проект «Северный поток» является частью договоренности между Москвой и Берлином, заключенной без учета интересов других государств и прозванной в оставленной в стороне Варшаве «пактом Молотова-Риббентропа» - по аналогии с заключенной в 1939 году советско-нацистской сделке по разделу Польши. Было бы куда дешевле проложить наземный газопровод через Восточную Европу, однако целью строительства «Северного потока» с самого начало было обойти страны, которая Москва все еще считает частью своей сферы влияния.

Геополитический подтекст этих действий России очевиден: она не доверяет новым странам-членам ЕС как транзитным государствам или даже как потребителям энергоносителей и готова терпеть огромные расходы, чтобы обойти их. Еще одно сообщение, – а может и подразумеваемая угроза, - которое Россия пытается донести заключается в том, что «Северный поток» позволит Кремлю прекратить поставки газа в Восточную Европу через имеющиеся газопроводы, не сократив при этом поставки энергоносителей в Германию. Но что же Германия, собрат по Европейскому союзу, пытается сказать своим соседям?

Проект «Северный поток» активно поддерживался бывшим канцлером Германии Герхардом Шредером (Gerhard Schröder), который сейчас является одним из его руководителей. Возглавляя свое предыдущее коалиционное правительство, нынешний канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel) успешно лоббировала в странах ЕС проект, добившись его одобрения, несмотря на то, что газопроводный консорциум зарегистрирован в Швейцарии и контролируется российским «Газпромом». Среди всего множества компаний, участвующих в строительстве газопровода, нет ни одной компании из стран Балтии, Центральной или Восточной Европы.


Результаты недавно прошедших в Германии выборов дали соседствующим с Россией странам некоторый повод для надежды. Возможно, в отсутствие в правящей коалиции Социал-демократической партии Германии (СДПГ), традиционно придерживающейся промосковских позиций, госпожа Меркель попытается изменить условия соглашения о строительстве «Северного потока» и вынудит Россию изменить трассу газопровода таким образом, чтобы она проходила через территориальные воды восточных стран-членов ЕС? Возможно, она убедит Москву включить в состав консорциума «Северный поток» и восточно-европейские компании? По крайней мере, были надежды на то, что Берлин окажет поддержку проекту газопровода «Набукко» (Nabucco), в рамках которого планируется улучшить энергетическую безопасность Центральной и Восточной Европы с помощью каспийского и ближневосточного газа. В конце концов, немецкая компания RWE участвует в консорциуме «Набукко», и бывший министр иностранных дел в правительстве Шредера Йошка Фишер (Joschka Fischer), являющийся приверженцем Европейского союза, сейчас лоббирует данный проект.

Однако недавний прогресс в реализации проекта «Северный поток» развеял эти надежды. До недавнего времени Северные страны медлили с одобрением проекта, озвучивая опасения в связи с возможным загрязнением окружающей среды, которые большинство интерпретировало как беспокойство в связи с геополитическими последствиями строительства газопровода. Тем не менее, в прошлый четверг Финляндия и Швеция - президентство которой в Евросоюзе продлится до конца этого года – присоединились к Дании, дав согласие на строительство. Именно этот политический импульс подстегнул спешные темпы доставки сегментов газопровода в Рюген и другие «перевалочные пункты». Более чем вероятно, что реализация любимого проекта Москвы может начаться в начале следующего года и стать символическим ударом по тем, кто пытается снизить энергетическую зависимость Европы от российского газа. И более всего это станет ударом по самой видимости единства Евросоюза в вопросе энергетической безопасности. Соседи России - как входящие в состав ЕС, так и нет - уже находятся в смятении, поскольку не могут отделаться от ощущения, что вслед за решением Вашингтона о начале политики «перезагрузки» отношений с Россией и довольно вялой программой помощи ЕС своим восточным соседям, от них отвернулась и Евроатлантика.

Нереалистично ожидать, что Берлин изменит свой курс относительно проекта «Северный поток», когда пройдена столь значительная часть пути. Однако недавно переизбранная Ангела Меркель должна как следует взвесить все те внешнеполитические намеки, которыми сопровождается проект прокладки газопровода по дну Балтийского моря.

Чтобы успокоить своих собратьев по ЕС и весь Союз в целом, Берлину не мешало бы поддержать то, что Европейская комиссия считает своими «стратегическими приоритетами»: так называемый «южный коридор», который включает в себя «Набукко» и несколько менее значительных газопроводных проектов. Одна лишь дипломатическая поддержка и поддержка на словах со стороны такого европейского тяжеловеса как Германия сделала бы очень многое для содействия единству ЕС в энергетическом вопросе. И что еще важнее, она дала бы понять Москве, что ее энергетическая политика по принципу «разделяй и властвуй» должна иметь свои пределы.

Александрос Петерсен - стипендиат фонда Дину Патрициу (Dinu Patriciu) по программе Трансатлантической энергетической безопасности (Trans-Atlantic Energy Security) и заместитель директора Центра по изучению энергетических проблем Евразии (Eurasia Energy Center) при Атлантическом совете (Atlantic Council).