Что от нас хочет Абу-Мазен? Пусть уже перестанет ныть и начнет говорить открыто. Ведь Биньямин Нетаньяху, воспитанник правого лагеря, пообещал ему государство. Сам Шауль Мофаз, бывший начальник генштаба, наводивший ужас на палестинцев, готов отдать им территории взамен на 20% Западного берега.
Абу-Мазен может дурачить американцев, однако израильтяне не фраеры – на них этот трюк с уходом в отставку не произвел впечатления. Мы-то знаем, что никто не станет отказываться от власти из-за еще нескольких тысяч поселенцев. Каждый ребенок в Рамалле знает, рано или поздно каждое поселение, расположенное за пределами поселенческих анклавов, будет частью палестинского государства.
Отношение среднестатистического израильтянина к проблеме поселений является одним из симптомов хронической болезни, угрожающей существованию еврейского государства: неспособность, даже на секунду, поставить себя на место ближнего. Что бы мы сказали, если бы Абу-Мазен потребовал, скажем, возвращения арабских беженцев в свои дома в Яффо? Не всех, всего несколько сотен - да и то на непродолжительный срок.
Так или иначе, мы будем должны найти приемлемое для обеих сторон решение проблемы беженцев. Как бы мы реагировали, если бы во время Войны Судного дня Сирия оккупировала бы Галилею, а годы спустя отказывалась бы заморозить строительство в своих поселениях на территории "Великой Сирии" в ходе переговоров о мирном урегулировании с Израилем?
Ничего страшного. Речь ведь идет о строительстве в "поселенческом анклаве", расположенном в секторе С, который находится под военным и гражданским контролем Сирии (60% территории Западного берега является сектором С, и там фактически полностью запрещено какое-либо палестинское строительство). Всего лишь несколько детских садов. Необходимо же считаться с естественным приростом сирийских поселенцев.
И если бы сирийцы приняли решение об одностороннем размежевании с Нагарией, сложили бы оружие израильские борцы за свободу в Большой Тверии? Сколько Барухов Гольдштейнов взорвало бы себя в мечетях, если бы сирийские солдаты проводили тщательный обыск возвращающихся домой евреев на контрольно-пропускных пунктах и вводили комендантский час во время каждого мусульманского праздника?
И какова была бы судьба израильского лидера, который еще в 1993 году пообещал бы, что сирийская оккупация закончится до конца текущего десятилетия, а в конце следующего десятилетия все еще продолжал бы вести бесплодные переговоры о временном замораживании сирийских поселений в Галилее?
Как долго просуществовала бы израильская администрация, возникшая как временный орган управления на пути к государственной независимости, и превратилась бы в субподрядчика оккупирующей стороны? Каких бы "лестных" слов удостоились израильские Абу-Мазен и Салам Файяд в подобной ситуации?
В одной из своих научных работ профессор Шломо Менеделевич, руководитель программы психотерапии Тель-Авивского университета, дает ряд характеристик психологической перверсии, отклонения от нормы. Сходство стиля поведения израильского коллектива с описанными в работе профессора симптомами, вызывает ужас: агрессия по отношению к факторам, призванным помочь человеку (или обществу) выжить; преодоление душевных страданий, страхов и тревожного состояния путем маниакального стремления сохранить любой ценой статус кво, противодействие любой идее, которая требует изменений сложившегося положения и попытки всеми средствами избежать процессов, ведущих к этим изменениям.
Так мы в свое время упустили иорданский вариант урегулирования конфликта. Так мы сегодня игнорируем саудовскую мирную инициативу. Так мы, скорее всего, потеряем палестинского партнера для создания двух государств для двух народов.
Нет в мире арабского лидера, более подходящего для реализации идеи двух государств, который при этом смело противостоит палестинскому насилию и с терпимостью относится к зигзагам израильской политики. Однако ни один палестинский лидер не может вести переговоры на столь болезненные темы, как будущие границы, Иерусалим и проблема беженцев, без широкой поддержки со стороны своего народа.
Ни один палестинский лидер не получит общественную легитимацию на ведение переговоров о будущем своей страны в то время, как вторая сторона распоряжается оккупированной землей по собственному усмотрению.
Нас пытаются успокоить, что ничто не угрожает старому доброму статусу кво. Нам обещают, что Абу-Мазен отменит выборы в Палестинской автономии и продолжит до последнего дня обслуживать израильскую оккупацию. Одновременно мы пытаемся предотвратить возможное одностороннее провозглашение Саламом Файядом палестинского государства. Однако выбор остается прежним: два государства для двух народов – либо единое государство, в котором два народа продолжат отравлять друг другу жизнь. Израиль мчится ко второму варианту на всех парусах.