Российская журналистка Анна Политвокская была убита 7 октября 2006 года в Москве, в подъезде дома, где она жила. В своих статьях она обличала бесчинства в Чечне . Спустя три года после ее смерти режиссер Эрик Бергкро (Eric Bergkraut) почтил ее память, сняв документальный фильм «Письмо Анне». Фильм выйдет 18 ноября.
- При каких обстоятельствах вы впервые встретились с Анной?
- Впервые мы встретились в июне 2003 в редакции «Новой газеты». Я тогда работал над фильмом «Чеченская голубка» о чеченках, которые борются за соблюдение прав человека. Они снимали на видео и фотографировали ужасы войны. Их цель – передавать документальные свидетельства в Европу, в случае, если начинается судебный процесс. Для этого фильма мне нужен был русский голос и я, разумеется, позвонил Анне, которая много работала над этой темой. Я запомнил ту первую встречу. Она смотрела на меня, как на человека, который пришел тратить ее время. А она постоянно думала о том, чтобы не тратить время попусту. Но вскоре она поняла, что я занимался серьезным расследованием, и впоследствии мы не раз еще виделись.
- Почему у вас возникло желание снять этот фильм?
- Дело даже не в том, что мне так захотелось. После убийства Анны я почувствовал себя просто обязанным. Я много ее снимал, и я спрашивал ее о смерти, об опасности, о том, почему она всем этим продолжает заниматься… Я пересмотрел записи этих интервью, поговорил с ее близкими и решил взяться за фильм. Я не хотел погружаться в грустные воспоминания, а хотел показать, какая энергия исходила от этой женщины. Анна была символом, она отстаивала важные для нас ценности, и у нее хватало мужества идти до конца. Это фильм о мужестве и о путинской России. Иногда я думаю о том, как бы она реагировала, если бы жила в Европе. Хотя у нас и не случается подобных убийств, однако свобода самовыражения порой оказывается под угрозой.
- Как вы считаете, почему ее убили?
- Думаю, потому что она затрагивала болезненные темы. Она хотела знать правду, и она не продалась, как многие другие. Она мечтала о более справедливом обществе. Мне сложно было не запутаться в разных версиях следователей. Я поставил себе задачу рассказать ее историю. Я хотел показать не только Анну-борца, но и то, какой разной она была. Она ведь принимала тяжелые решения, которые непосредственно затрагивали ее семью. Жизнь ее детей больше никогда не будет такой, как прежде. Но мы не можем осуждать ее за это, такие вещи сильнее нас. До убийства Натальи Эстемировой были убиты многие журналисты. Одна из подруг Натальи попросила ее остановиться, а та ей ответила: «Как раз наоборот. Нас так мало, что мы просто обязаны продолжать».
- Дети Анны видели фильм?
- Да, и для них это было важно. Ее дочь Вера сказала мне: «Мама была именно такой». Для меня это стало лучшей благодарностью.