Вопрос о членстве Украины в ЕС имеет крайне важное значение как для международных отношений, так и для внутреннего развития этой молодой демократии. По крайней мере, так считают многие представители киевской политической и интеллектуальной элиты - и видимо, не без оснований. В 90-е годы перспектива превращения в общепризнанного "члена европейской семьи" была очень важна для политического и экономического развития центральноевропейских и прибалтийских стран. Она была мощной движущей силой, способствовавшей трансформации этих бывших тоталитарных государств в более или менее либеральные демократии, какими они являются сегодня.
Украина пока не получила такого стимула для всесторонней демократизации и эффективного государственного строительства. ЕС занял в этом вопросе какую-то двойственную и неопределенную позицию, и его ответы зависят от того, кто их озвучивает в Брюсселе, в аналитических центрах и неправительственных организациях, близких к ЕС. Некоторые политические, интеллектуальные и экономические лидеры ЕС заявляют, что хотя официального приглашения пока нет, "двери по-прежнему открыты", и только от Украины зависит, получит она предложение о вступлении или нет. Но похоже, что в настоящее время господствующая тенденция в этом вопросе может быть описана так: двери ни открыты, ни закрыты. Из-за такой международной неопределённости постоянно откладывается решение острого вопроса о том, что делать с этой демократической в своей основе страной, которая расположена в Европе и считает себя неразрывно связанной со многими панъевропейскими традициями.
И наконец, мало кто из "реалистично мыслящих" комментаторов считает, что расширение ЕС закончилось с вступлением в его ряды в 2007 году Болгарии и Румынии, когда в Европе осталось лишь несколько исключений в виде Исландии, Норвегии и Швейцарии, а также бывших республик Югославии, которые тоже могут рассчитывать на членство. Эти европейские "прагматики" допускают, что Украине могут предложить "привилегированное партнерство". Это такая формула, которая может повлечь за собой серьезное укрепление сотрудничества между Брюсселем и Киевом. Однако преобладающее мнение в рядах влиятельной и консервативной экономической и политической элиты Западной Европы заключается в том, что статус Украины, а также других стран, таких как Турция, Молдавия и Грузия, всегда будет ниже, чем полноправное членство.
7 ноября было объявлено о создании нового кабинета министров в Германии. Его состав говорит о том, что отношение Евросоюза к Украине может стать более открытым и дружелюбным. В предстоящие четыре года (а именно на такой срок избирается правительство в Германии) Украина может получить шанс улучшить свои позиции как возможного будущего кандидата на вступление в Евросоюз. Если ситуация будет развиваться наилучшим образом, мы увидим, как в рядах ЕС появляется проукраинская коалиция. Такой альянс может состоять из центральноевропейских и прибалтийских стран, Великобритании и Германии. Он сможет настоять на том, чтобы ЕС официально занял одобрительную позицию в вопросе будущего вступления Украины в свои ряды.
Как и ожидалось, вице-канцлером ФРГ и ее министром иностранных дел был назначен Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle), который возглавляет правую по своим экономическим, и либеральную по политическим взглядам Свободную демократическую партию (СвДП). Это популярный лидер немецких либералов, хотя на международной арене он известен мало. Это может иметь большое значение для отношений ЕС и Украины. СвДП - единственная партия в Германии, которая в своих декларациях во время летней кампании по выборам в европейский и немецкий парламент открыто заявляла, что Украина может в перспективе получить предложение о вступлении в ЕС. Конкретно это заявление звучало так: "Государства западных Балкан могут в средней и долгосрочной перспективе вступить в ЕС. СвДП придерживается именно такой позиции. В долгосрочном плане это относится и к Украине".
Конечно, и другие немецкие политики в разное время тоже выражали похожие мнения. Среди них был новый федеральный министр финансов Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schaeuble). Во внешнеполитической программе леволиберальной партии "Союз 90/Зеленые", лидер которой Йошка Фишер (Joschka Fischer) возглавлял министерство иностранных дел Германии в 1998-2005 годах, также открыто говорится о возможности вступления в ЕС Украины и других европейских стран, не включенных пока в список кандидатов на членство. И тем не менее, СвДП остается единственной в Германии партией, которая, пусть лишь вкратце, но вполне конкретно и утвердительно заявила об Украине как о возможном будущем кандидате на вступление в ЕС.
С другой стороны, хотя Германия обладает большим весом, это лишь одно из 27 государств, формирующих внешнюю политику ЕС. Более того, с принятием Лиссабонского договора и созданием внешнеполитического ведомства ЕС снизится влияние на общеевропейскую политику национальных министерств иностранных дел, включая немецкое. Нам предстоит узнать, какую позицию в отношении Украины займет новый министр иностранных дел Евросоюза.
Немецкая система государственного правления называется "канцлерской демократией". Это означает, что премьер-министр Ангела Меркель определяет основные направления политики во всех областях, включая внешнеполитическую. Меркель является представительницей Христианско-демократического союза (ХДС), который занимает более уклончивую позицию в вопросе о возможном вступлении Украины в ЕС. Более того, позицию баварского Христианско-социального союза (ХСС), входящего в блок с ХДС и являющегося третьим партнером по правительственной коалиции, можно назвать антиукраинской. Несмотря на близкие отношения Мюнхена с Киевом, в манифесте ХСС звучит намек на то, что у Украины нет абсолютно никаких шансов на членство в ЕС.
Следует отметить, что сегодня украинский вопрос не играет большой роли во внешнеполитических делах ЕС и Германии; он не имеет особого значения ни для СвДП, ни для любой другой партии. И наконец, в Германии, как и во всех странах, предвыборные декларации не всегда в полной мере отражают то, что делает партия с приходом во власть.
Поэтому сейчас не ясно, что может означать для Украины частичная перестановка в кадровом составе и изменения в политическом курсе немецкого кабинета министров. И тем не менее, даже одно предложение, подобное тому, что прозвучало в официальном манифесте СвДП об Украине, это далеко не пустяк для такой развитой демократии, какой является Германия. Партийный манифест по своей значимости выше личных предпочтений партийных лидеров - даже самых влиятельных. Его коллективно разрабатывают и демократическим путем утверждают избираемые руководящие органы СвДП. И поэтому он имеет большой вес (и может даже порождать серьезные последствия). Возможно, что Украина сегодня занимает одно из последних мест в мыслях Вестервелле. И тем не менее, в ходе дискуссий с ним политические лидеры Украины и проукраински настроенные общественные деятели Запада смогут теперь сослаться на это предложение, включенное в манифесты СвДП перед европейскими и национальными выборами.
В новом коалиционном правительстве СвДП получила не только министерство иностранных дел, но и министерство экономического сотрудничества и развития. Это большая удача для Киева, поскольку данное министерство осуществляет руководство большинством программ немецкой внешней помощи, включая те программы, которые предназначены для Украины. Руководить данным министерством будет Дирк Нибель (Dirk Niebel), который с мая 2005 по октябрь 2009 года занимал пост генерального секретаря СвДП. Это стало неожиданностью для многих обозревателей, так как либералы давно уже выступают за ликвидацию данного министерства. Но каковы бы ни были особые обстоятельства принятия такого решения, у Киева теперь будет два официальных партнера в правительстве Германии, возглавляемом политиками, которые, как можно предполагать, выступают за принятие Украины в ЕС в долгосрочной перспективе.
И последнее - по очереди, но не по значимости. Наверное, Вестервелле не всегда будет юниором на внешнеполитическом поле Германии, и через пару лет или даже через несколько месяцев сможет перейти в высшую лигу. Украинским руководителям следует помнить, с одной стороны, о тех прочных позициях, которые занимает в международной политике Меркель, причем не в последнюю очередь на европейской арене, а с другой - об отсутствии внешнеполитического опыта у Вестервелле. Это обстоятельство будет какое-то время ограничивать его влияние на формирование политики и позволит Меркель в полной мере брать на себя так называемую "политическую ответственность" при принятии решений о том, как Германия должна себя вести на международной сцене. И тем не менее, совершенно не ясно, насколько будущая "восточная политика" Меркель будет наполнена скепсисом в отношении Украины, какой проявляет ХСС. Ведь ее бывший министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier), следовавший по пути Шредера и проводивший пророссийскую линию в международных делах, больше не является членом правительства.
В предстоящие месяцы Вестервелле вполне может получить ряд рекомендаций от бывшего министра иностранных дел из СвДП Клауса Кинкеля (Klaus Kinkel). Вполне возможно, что он воспользуется закулисными руководящими указаниями легендарного бывшего вице-канцлера, министра внутренних и иностранных дел Ганса-Дитриха Геншера (Hans-Dietrich Genscher) - одного из самых опытных государственных деятелей старшего поколения в Европе, который прежде возглавлял СвДП. Он был одним из покровителей Вестервелле, когда тот поднимался по ступенькам партийной лестницы, и не исключено, что Геншер будет в предстоящие месяцы, а то и годы давать ему советы по вопросам внешней политики Германии. По крайней мере, у Вестервелле будет, видимо, возможность консультироваться с Геншером и даже привлекать его к решению важных и сложных внешнеполитических проблем, когда ему понадобится грамотный совет.
Вестервелле не намерен во внешней политике тянуть лямку ХДС. Он продемонстрировал это в конце прошлой недели на пресс-конференции, когда его спросили, почему коллега Вестервелле по СвДП Нибель стал министром, отвечающим за внешнюю техническую помощь. Вестервелле ответил так: "Для нас [т.е. для СвДП] важно, чтобы в рамках министерства развития не проводилась дополнительная внешняя политика". Это явный намек на то, что его консервативные партнеры по коалиции могут иметь иные взгляды и предпочтения. Если это заявление что-то говорит о будущем поведении СвДП во внешнеполитической деятельности Германии, то мы вскоре можем стать свидетелями существенных перемен в немецкой внешней политике. Не исключено, что это приведет к изменениям в официальной позиции ЕС по Украине.