Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Приключения киношников в стране большевиков

Кадр из фильма "Чапаев"
Кадр из фильма Чапаев
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Специалист по советскому кинематографу Наташа Лоран рассказывает о необычайных приключениях киношников в стране большевиков: "Их целью было создать новое кино, рассказывающее о новом обществе. Власть и кинематограф работали рука об руку: кино считали самым современным из искусств и, значит, самым революционным".

Специалист по советскому кинематографу Наташа Лоран (Natacha Laurent) рассказывает о "необычайных приключениях киношников в стране большевиков".

Наташа Лоран приехала в Тулузу, когда заканчивала работу над своей диссертацией по кинематографу сталинского периода, чтобы воспользоваться основанным Раймоном Бордом богатым киноархивом. Благодаря своим связям с московским Госфильмофондом этот архив стал "первым в Западной Европе собранием российского и советского кино". Сейчас госпожа Лоран преподает современную историю в университете Тулуза-Ле Мирай (Toulouse-Le Mirail) и с 2005 года заведует фильмотекой.

- Не могли бы вы объяснить несколько необычное название вашей программы?


- Мне просто хотелось пойти наперекор повсеместно распространенному суждению о том, что советское кино всегда было пропагандистским, политическим, скучным и вялым. Я же хотела показать, также как и в моей диссертации, что кинематограф первых двадцати лет советской эпохи крайне богат и разнообразен, что в стране Советов умели смеяться, что там снимали много комедий, социальных фильмов, которые Запад так и не смог открыть для себя или понять. В первую очередь меня интересовала как раз именно эта тесная, сложная и запутанная связь между кино и политикой.

- Как именно она сформировалась?

- В 1917, в год октябрьской революции, уже существовало российское кино. Большевистский же кинематографический проект был очень амбициозен: фильмы должны были стать ядром пропаганды. При этом экономические условия в первые годы советской власти были крайне тяжелыми.

Самое же интересное в этот момент заключалось в том, что новое поколение – поколение Эйзенштейна, Вертова, Кулешова, Пудовкина, Козинцева и Трауберга участвовало в революции и разделяло идеи большевиков. Их целью было создать новое кино, рассказывающее о новом обществе. 20-е годы – это тот период, когда власть и кинематограф по-настоящему работают рука об руку: кино считают самым современным из искусств и, значит, самым революционным. Основы кино сформировались в 20-х годах прошлого века, и нам прекрасно известно, каков вклад советских режиссеров в создание кинематографического языка.  

Этот период, который зачастую представляют как золотой век советского кино, сходит на нет в конце 20-х годов, в момент становления сталинской системы. Также это соответствует и переходу к звуковому кино. Это эпоха больших потрясений: прежде всего экономических и политических.

Необычайно интересно наблюдать за тем, как советское кино (а его по-прежнему делают те же самые люди) приспосабливается к новым правилам, которым сначала явно недостает четкости. Основной вопрос заключается в том, как может осуществляться политический контроль над такой специфической сферой как кино. Достижение этой цели потребовало очень много времени. Конечно же здесь существовала цензура, и тем интереснее увидеть предел ее эффективности.

- О каких конкретно фильмах вы говорите?

- В первую очередь о фильмах Эйзенштейна, основной фигуры того времени. "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" подсказал мне название для показа, это изобретательная политическая комедия Кулешова. "Чапаев" 1934 года можно считать манифестом социалистического реализма на большом экране. В программу войдет также немаловажный фильм "Выборгская сторона", снятый в 30-х годах Козинцевым и Траубергом. Немалое влияние на этот тандем ленинградских режиссеров оказала европейская культура. Их фильмы отдают должное социалистическому реализму и в то же время сохраняют характерные для их работы эстетические качества. Кроме того, меня попросили представить "Комиссара". Это замечательный, просто великолепный фильм 1967 года, и мы запланировали его для показа ретроспективы "образа евреев в российском и советском кинематографе": в 1967 году фильм запретили, так как он слишком явно ставит вопрос о месте евреев в советском обществе.