На борту сухогруза «Франкоп» были обнаружены 40 контейнеров морского флота Ирана, хранившие в себе около пяти сотен тонн различного типа оружия. Израильские военные заявили, что груз направлялся в руки «Хезболлы», радикальной шиитской группировки, воевавшей с Израилем во время Ливанской войны 2006 года.
Как выяснилось, иранские контейнеры начали свой путь в середине октября, следуя из Ирана в Египет на торговом судне иранского флота. В Средиземном море – египетском порту Дамьета их перегрузили на немецкий сухогруз «Франкоп», арендованный кипрской компанией морских перевозок. На нём контейнеры, судя по декларации, «загруженные полиэтиленовыми мешками», направились в Сирию.
Израильские военные источники сообщили, что наблюдение за судном было начато сразу, как оно приняло на борт подозрительные контейнеры. Получив оперативную информацию, «Шайетет 13», элитная израильская флотилия, перехватила «Франкоп» в 160 километрах от Израиля и, обнаружив опасный груз, отконвоировала судно в израильский порт Ашдод. Конфисковав иранские контейнеры, военные отпустили сухогруз и членов его команды, которые, как отмечается, ничего не знали о контрабанде оружия.
Пресс-служба ЦАХАЛа, Армии обороны Израиля, заявила, что в контейнерах было найдено свыше 3 тысяч ракет иранского и российского (или советского) производства. Для сравнения: во время Ливанской войны, длившейся немногим более месяца, «Хезболла» использовала около 4 тысяч ракет. Это значит, что «иранская посылка» позволила бы шиитским боевикам, по крайней мере, несколько недель удерживать массивную линию огня.
Кроме ракет, в контейнерах было обнаружено несколько тысяч миномётных и артиллерийских снарядов, гранатомётов и ручных осколочных гранат.
Как отмечают источники в ЦАХАЛе, несмотря на впечатляющие размеры найденное оружие всё-таки не смогло бы нарушить баланс сил в регионе – в контейнерах отсутствовали более серьёзные типы оружия, а главное, не было ракетных пусковых установок.
В любом случае перехваченная партия оружия стала самой крупной за всю историю военного флота Израиля. Эксперты отмечают, что на «Франкопе» находилось в десять раз больше оружия, чем на судне «Карин А», задержанном израильской морской пехотой в 2002 году.
Последствия инцидента с ‹Франкопом›, пожалуй, ещё только начинают проявляться в ближневосточной политике. На фоне происшествия с российским сухогрузом Arctic Sea, который, по источникам Би-Би-Си, переправлял систему противовоздушной обороны в Иран, немецкое судно, по мнению израильской прессы, должно пролить свет на масштабы военной готовности Ирана и его ближайших союзников – Сирии и Ливана.
Спустя несколько дней после перехвата «Франкопа» британская The Guardian, сославшись на тайный доклад МАГАТЭ, сообщила, что Иран провёл испытания, связанные с созданием ядерного оружия. Израильские политики отреагировали незамедлительно – правительство подтвердило свою готовность провести военную операцию против Ирана, если тот не свернёт свою ядерную программу.
В свою очередь, ближайший союзник Израиля – США, не спешит оказывать давление на Иран. За год своего президентства Барак Обама не то что не угрожал Ирану военными действиями, но даже напротив – пытался найти общий язык с радикальными исламистами. За день до инцидента с «Франкопом» Белый дом распространил заявление американского президента, названное «Выбор Ирана», в котором Обама просит правительство исламской республики встать на «путь новых возможностей»:
«Американский народ относится с глубоким уважением к народу Ирану и его богатой истории… Настало время решить: хочет ли иранское правительство фокусироваться лишь на прошлом или оно выберет путь новых возможностей, процветания и справедливости для своих людей».
Израильская The Jerusalem Post отметила, что президент не может вечно просить иранский народ и его правительство вставать на путь перемен.
События с иранским оружием, по мнению израильской прессы, должны стать сигналом Обаме о неэффективности его политики на Ближнем Востоке.