Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Государство тратит деньги на промышленность, но культура не менее важна»

© РИА Новости / Перейти в фотобанкВыставка "Генеральная баталия", посвященная 300-летию Полтавской битвы, открылась в Московском Кремле
Выставка Генеральная баталия, посвященная 300-летию Полтавской битвы, открылась в Московском Кремле
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Михаил Пиотровский руководит Эрмитажем с 1992 года. Одним из первых выступил за самофинансирование и рентабельность культуры. Однако кризис заставляет проявлять находчивость, пересматривать уже одобренные проекты и часто посещать чиновников, чтобы убедить их в том, что сокращение ассигнований может нанести непоправимый ущерб культурному наследию наших предков.

Михаил Пиотровский руководит Эрмитажем  с 1992 года. Он археолог, историк, академик и автор многочисленных книг. Одним из первых выступил за самофинансирование и рентабельность культуры. Однако кризис заставляет проявлять находчивость, пересматривать уже одобренные проекты и часто посещать чиновников, чтобы убедить их в том, что сокращение ассигнований может нанести непоправимый ущерб культурному наследию наших предков.

- В какой степени сказывается нынешний кризис на деятельности Эрмитажа?

- Российское государство было вынуждено сократить свои расходы на 15-20%, что непосредственно отразилось на нас. Раньше мы с этим мирились, но теперь не будем. У нас не остаётся иного выхода, кроме как пойти в бой с тем, чтобы недопустить новых урезаний в финансировании музея. Мы знаем, что у государства есть деньги и оно направляет их на поддержку промышленности. Но культура не менее важна.


- Тем не менее, вы являете собой хороший пример самофинансирования музея. 


- Да, фактически получаемые нами доходы не снизилсь, и это при том, что мы не повышали стоимость входных билетов. В этом году выросло количество посетителей. Тем не менее, хочу подчеркнуть, что главным источником финансирования такого музея как наш должно быть государство. Эта обязанность ложится на государство, поскольку без его субсидий мы не выживем.


- Но ведь вы же удержались на поверхности в 90-е годы, когда государство как бы прекратило существовать...


- Да, это так. Это было наихудшее время. По сравнению с тем, что мы пережили тогда, сегодняшние проблемы кажутся пустяками. По правде говоря, все 17 лет, что я руковожу музеем, обязательно были какие-нибудь проблемы с финансированием. Своими силами мы може заработать 30-40% бюджета Эрмитажа, а остальное должно добавить правительство. Кроме того, мы не можем всё время думать исключительно о зарабатывании денег. В таком случае мы отойдём от выполнения основной миссии музея.


- Какую миссию Вы имеете в виду?


- Воспитательную. Вы только вдумайтесь, половина посетителей Эрмитажа, то есть несовершеннолетние, студенты и пенсионеры, пользуются правом бесплатного входа.


- Какие у Вас планы по привлечению бóльшего количества посетителей?


- Мы только что открыли в Эрмитаже новую выставку под названием «Newspeak» в рамках проекта 20/21 (век минувший и век нынешний) совместно с лондонской Galería Saatchi. В этом случае речь идёт о работах современных британских художников, молодых и малоизвестных. Однако в рамках проекта 20/21 мы также намерены показать российской публике творчество уже известных мастеров современного искусства.


- Как возникла эта инициатива?


- Как бы странно это ни прозвучало, но сейчас в России ощущается определённый дефицит в области современного искусства. Мы активно выставляем его в Эрмитаже,  но наши посетители сохраняют приверженность классическим произведениями. Поэтому мы отдаём себе отчёт в том, что показ произведений современного искусства должен сопровождаться просветительской работой с проведением занятий, семинаров, фестивалей и т.д. Вскоре мы узнаем имя победителя конкурса художников, организованного Би-Би-Си. Его работы будут выставлены в Эрмитаже.


- Какие ещё выставки были проведены в рамках проекта 20/21? Будет ли отражено творчество испанских художников?


-  Мы начали с выставки «USA Today», посвящённой современному американскому искусству, потом открыли ещё одну, посвящённую исключительно Чаку Клоузу (Chuck Close). Были также организованы выставки работ художника из Санкт-Петербурга Тимура Новикова, фотографа Бориса Смелова и вот сейчас мы привезли Galería Saatchi. Мы ведём переговоры о показе работ Мигеля Барселó в Эрмитаже в виде перфоманса.


-  За последние годы вы приложили немало усилий по расширению, восстановлению и улучшению музея...


- В 2014 году Эрмитажу исполнится 250 лет. В связи с этой датой мы подготавливаем помещения наших запасников с тем, чтобы можно было выставить на всеобщее обозрение часть хранящихся там сокровищ и увеличить таким образом долю экспонируемых музейных единиц. То, что сейчас доступно публике, едва составляет 3% от трёх миллионов имеющихся в музее произведений искусства. В этом году мы должны были бы закончить составление новых музейных экспозиций, однако кризис перенёс сроки окончания этих работ на 2010 год. К 2014 году должна также быть закончена реставрация восточного крыла Главного штаба, здание которого расположено напротив Эрмитажа. Там мы разместим произведения ХХ и ХХI веков. Первая часть, в которой будут размещаться передвижные выставки, как мы планируем, будет пущена в строй в следующем году.


-  Что Вы думаете по поводу проекта «Газпрома», предполагающего возведение небоскрёба «Охта-центр» в историческом центре Санкт-Петербурга?


- Я убеждённый противник этого проекта. Я написал ряд писем различным высокопосталвенным лицам с просьбой о запрете строительства. Санкт-Петербургу нужен свой финансовый центр, но не в исторической части города. Достаточно перенести место строительство всего лишь на 3 километра, но возводить небоскрёб напротив Смольного Собора – ошибочное решение. Несмотря на войну и советский период, Петербург сумел сохранить свой исторический центр. Не должны мы утерять его и сейчас из-за того, что что газовый холдинг хочет построить себе здание выше Собора.