В российских газетах его называли Дартом Вейдером и «самым страшным человеком на Земле». Официальный титул Игоря Сечина — заместитель председателя правительства, но в России многие считают его самым могущественным человеком в стране после Владимира Путина (вы не ошиблись: имеется в виду, что он могущественней, чем сам президент).
В обязанности Сечина входит присмотр за обильными природными ресурсами страны. Он правит кремлёвской фракцией, известной под названием siloviki, — в её состав входят военные и разведка. Эти люди считают, что природные ресурсы должно контролировать государство; они выступали против назначения Дмитрия Медведева президентом. Некоторые министры кабинета, союзники Медведева (часть из них — даже реформаторы), предпринимали шаги с целью ограничения могущества силовиков, но Сечин пока что твёрдо держится у власти.
Подтверждённых фактов о Сечине известно крайне мало. Как многие другие приспешники Путина, Сечин — уроженец Санкт-Петербурга. В девяностых годах минувшего столетия он работал в муниципальном правительстве, а до того (как полагают многие) был шпионом: источники в Москве подтвердили, что он состоял в ГРУ — отделении КГБ, занимавшемся внешней разведкой. Возможно, в его обязанности входила работа в Анголе и Мозамбике, возможно, в качестве переводчика. Некий американец, работавший в девяностых годах с Сечиным напрямую, сообщил, что Сечин абсолютно лоялен Путину — именно этим во многом и объясняется его нынешнее положение.
Репутация Сечина — опаснейший человек, стоящий на страже интересов российского государства, в особенности в нефтяном секторе; взять хотя бы его положение директора государственного нефтяного концерна «Роснефть» стоимостью в 68 миллиардов долларов (по объёмам продаж в 2008 году). Считается, что он тайно владеет пакетом акций «Роснефти», хотя, как и его предполагаемый опыт работы в разведслужбах, это не доказано. Сечину несколько раз задавали вопросы об этом, но он ничего не ответил.
«Принадлежит ли ему доля «Роснефти»? А это неважно», — сказал Дональд Йенсен (Donald Jensen), ранее служивший послом в Москве и консультировавший правительство США по вопросам, связанным с Россией. - «Важнее то, куда именно текут деньги. Деньги, власть и разведка — всё это идёт вместе».
Печально известный случай, демонстрирующий преимущества подобной уютненькой связки — дело ЮКОСа. Михаил Ходорковский, превративший компанию ЮКОС в западную фирму, был обвинён в уклонении от налогов и растрате и приговорён к двадцати годам тюрьмы (сейчас его опять судят, так как появились новые обвинения). Вскоре после этого активами ЮКОСа завладела «Роснефть». Ходорковский сделал публичное заявление, в котором обвинил Сечина в организации дела ЮКОСа.
То, что Сечин возглавляет компанию, а значит, исполняет волю российского правительства, даёт ему возможность в одностороннем порядке предпринимать любые шаги на благо «Роснефти» (а также, возможно, на благо самому себе).
Так, в октябре этого года возглавляемая Сечиным энергетическая компания «ОГК-1» отказалась покупать газ у корпорации «Газпром»; этот шаг может обойтись монополисту в шестьсот миллионов долларов США.
«Сечин сыграл в этом ключевую роль», — считает Пол Сондерс (Paul Saunders) исполнительный директор Никсоновского центра (Вашингтон).
Помимо прочего, «Роснефть» занимается добычей нефти в Чечне совместно с местной правительственной нефтяной компанией. Россия сейчас пытается облегчить себе доступ к высококачественной сырой нефти, добываемой в Чечне, а также к местной инфраструктуре трубопроводов; в последние несколько лет произошёл ряд необычных случаев, благодаря которым положение «Роснефти» упрочилось: захват портов, передача нефтяных активов, а также случаи насилия. Напрямую в этих событиях «Роснефть» замешана не была.
Сфера влияния Сечина распространяется и за пределы России. В Китае он сейчас собирается заключить двадцатилетний контракт на сумму двадцать пять миллиардов долларов по схеме «нефть за кредиты». В последние месяцы Сечин заглядывал в такие страны, как Венесуэла, Куба и Турция — всякий раз ведя переговоры о нефти и всем своим видом давая понять, что деньги Запада России не нужны.
Цены на нефть несколько упали по сравнению с историческим максимум в 150 долларов за баррель, достигнутым в 2008 году, и Путин недавно заикнулся, что можно заново открыть российские рынки для иностранного капитала и провести реструктуризацию государственных предприятий. Представители занимающейся политическим анализом фирмы Stratfor (Остин, штат Техас) заявляют, что этот шаг может подорвать позиции Сечина в Кремле.
И всё же непрекращающаяся зависимость России от нефти ведёт к тому, что в ближайшем будущем Сечин будет пользоваться значительным влиянием во властных структурах.