Только что закончилось празднование 20-й годовщины падения Берлинской стены. Для многих это судьбоносное событие ознаменовало так называемый конец истории и окончательную победу Запада.
На этой неделе Барак Обама, первый чернокожий президент победившей в холодной войне супердержавы, отправляется в Пекин, чтобы встретиться с кредиторами Америки – коммунистическим правительством Китая. Двадцать лет назад никто даже представить себе такого не мог. Без сомнений, этот поворот событий является хорошей точкой отсчета, чтобы взглянуть на то, как изменилась история за последние два десятилетия.
Позвольте начать с чрезмерного и провокационного заявления, которое позволит нам начать этот спор: знаменитое эссе Фрэнсиса Фукуямы (Francis Fukuyama) «Конец истории» («The End of History”) нанесло в 1990-х года серьезный урон умам западных мыслителей.
Не стоит винить в этом г-на Фукуяму. Он написал тонкое, продуманное эссе, полное нюансов. Однако мало кто из западных интеллектуалов прочитал это эссе полностью. Единственная идея, которую они вынесли из этого текста, описывается двумя фразами: «конец истории» равняется «триумфу Запада».
В то время западное высокомерие просто витало в воздухе. Я сам столкнулся с этим. Например, в 1991 году я услышал, как высокопоставленный бельгийский чиновник, выступавший от имени Европы, заявил группе азиатов: «Холодная война закончилась. Осталось только две супердержавы: Соединенные Штаты и Европа».
Это высокомерие также объясняет, почему западные умы не смогли предвидеть, что вместо триумфа Запада 1990-е годы станут периодом, когда в мировой истории закончится западное господство (но не сам Запад), и на сцену вернется Азия.
Нет никаких сомнений в том, что Запад сделал свой вклад в возвращение Азии. Несколько азиатских стран добились успеха, потому что, наконец, осознали, приняли и провели в жизнь семь столпов западной мудрости, а именно рыночную экономику, науку и технологию, меритократию, прагматизм, культуру мира, диктатуру закона и образование.
Обратите внимание на то, чего не хватает в этом списке. В нем отсутствует западный политический либерализм, и это несмотря на утверждение г-на Фукуямы о том, что «триумф Запада, западной идеи очевиден, в первую очередь, в полнейшем отсутствии жизнеспособных систематических альтернатив западному либерализму».
После прочтения эссе г-на Фукуямы, западные интеллектуалы пришли к выводу, что тем или иным способом весь мир станет более европеизированным и американизированным. Вместо этого произошло обратное. Модернизация распространилась по миру, но ей сопутствовал отказ от западных ценностей.
Сегодня и сам г-н Фукуяма признает это. «Старая версия идеи модернизации была евроцентричной и отражала собственное развитие Европы, - заявил он в опубликованном недавно интервью – Она содержала атрибуты, которые стремились дать модернизации определение в очень узких терминах».
В том же интервью он совершенно верно подчеркнул, что тремя компонентами политической модернизации являются создание эффективного государства, способного обеспечивать соблюдение правил, диктатура закона, ограничивающего правителей, и подотчетность. И действительно, именно этого и пытаются добиться многие азиатские государства.
Жители Азии, несомненно, согласны с тем, что ни одно государство не может функционировать или развиваться без эффективного правительства. Мы чувствуем, что события недавнего финансового кризиса особенно хорошо показали это. Одна из причин, по которой Соединенные Штаты потерпели неудачу, состоит в том, что ключевые создатели американской политики, вроде Алана Гринспена, твердо верили в правоту Рональда Рейгана, заявившего в свое время, что «правительство – это не решение наших проблем, правительство – это и есть проблема». К счастью, азиатские страны не стали жертвами этой идеологии.
Таким образом, в 21-м веке, история будет развиваться в направлении, прямо противоположному тому, что западные интеллектуалы предсказывали в 1991 году. Мы увидим, что «возвращение истории» равняется «отступлению Запада». Одно предсказание, в котором я уверен, состоит в том, что западный след в мире, имевший завышенный размер в 19-м и 20-м веках, значительно уменьшится.
Это не будет означать отступление всех западных идей. Многие ключевые идеи, такие как рыночная экономика и диктатура закона, будут исповедоваться еще шире. Однако мало кто в Азии будет верить в то, что западные общества лучше других претворяют эти западные идеи в жизнь. На самом деле, веру в западную компетентность и способность к управлению заменит понимание того, что Запад утратил умение управлять своей собственной экономикой.
Появится новый разрыв. Уважение к западным идеям останется, но уважение к западному применению этих идей уменьшится, если только в управленческой деятельности западных государств не произойдет улучшений.
К сожалению, во всех недавних обсуждениях «конца истории» мало кто из западных комментаторов рассматривает крупнейший промах Запада. Основным предположением тезиса о «конце истории» была вера в то, что Запад останется для мира путеводной звездой демократии и защиты прав человека. Если бы кто-нибудь посмел предсказать в 1989 году, что спустя 15 лет главный светоч демократии станет первым западным государством, вновь вернувшимся к практике пыток, все бы заявили, что это «невозможно».
Мало кто на Западе понимает, насколько происходящее в Гуантанамо шокировало людей, живущих за пределами Запада. Поэтому многие на Востоке поражены тому, что западные интеллектуалы продолжают считать, что могут изображать себя и свои страны моделью для остальных государств, когда речь заходит о правах человека.
Эта потеря нравственного авторитета – полная противоположность тому, чего ожидали многие жители Запада, праздновавшие падение Берлинской стены в 1989 году.
Означает ли это, что нам следует оставить надежду? Станет ли мир более унылым местом?
Скорее всего, мало кто на Западе помнит последний абзац эссе г-на Фукуямы. Он написал: «Конец истории станет очень унылым временем. Борьба за признание, готовность рисковать своей жизнью за абстрактные цели, мировая идеологическая борьба, требовавшая отваги, смелости, воображения и идеализма, будут заменены на экономические расчеты, бесконечное решение технических проблем, озабоченность состоянием окружающей среды и удовлетворением требований потребителей. В пост-исторической эпохе не будет ни искусства, ни философии, лишь постоянная забота о музее человеческой истории».
И здесь, по мере развития 21-го века, мы увидим прямо противоположный результат. Возвращение Азии будет сопровождаться поразительным азиатским ренессансом, в ходе которого многочисленные и разнообразные азиатские культуры вновь откроют для себя потерянное наследие искусства и философии.
Нет никаких сомнений в том, что азиатские страны будут праздновать возвращение истории. Единственный вопрос: присоединится ли Запад к этим празднествам или так и продолжит ждать конца?
Кишоре Мабубани - декан Школы государственной политики Национального университета Сингапура и автор книги "Новое азиатское полушарие: неоспоримый переход мировой власти на Восток" ("The New Asian Hemisphere: The Irresistible Shift of Global Power to the East")