В своем обращении к нации президент России Медведев поставил перед страной честолюбивые цели. Это открывает новые возможности для политики Евросоюза в отношении России.
Слова российского президента были предельно четкими и ясными. В послании к Федеральному Собранию Медведев крайне жестко обозначил социально-экономическое положение в России. Он обрушился на "хроническую отсталость" своей страны, "позорно низкую" конкурентоспособность российской экономики, широко распространенную коррупцию, сильную зависимость от экспорта нефти и газа, а также еще на целый ряд серьезных и не слишком серьезных проблем. Практически невозможно не согласиться с тем, как Медведев описывает ситуацию в России. Почти в каждом отдельно взятом случае он прав. Названные проблемы являются в значительной степени причинами того, что Россия не использует свой потенциал полностью, а также не в состоянии обеспечить своим гражданам современные условия существования.
А потому правильно, что Медведев под лозунгом "Модернизация России" стремится к проведению глубинных преобразований в российской политике и обществе. Многие из задач, поставленных им перед правительственными и государственными органами, прозвучали вполне привлекательно: начиная с риторических и красивых высказываний о том, что модернизация должна опираться на демократические ценности и институты, и заканчивая планами Медведева в отношении Северного Кавказа и российских моногородов.
Разрыв с "тандемократией"?
Но перед тем как во всеуслышание одобрить подобное описание проблем, нелишне задаться двумя вопросами: во-первых, насколько вообще выполнимы честолюбивые планы Медведева на фоне коррупции и могущественной госбюрократии? И, во-вторых, способна ли Россия пройти успешную технологическую и экономическую модернизацию без далеко идущих реформ политических структур. Ведь высказывания Медведева о политико-управленческой сфере получились скорее скромными. Да, он критически отозвался об авторитаризме на региональном уровне и выступил за незначительные послабления для признанных системой оппозиционных партий. Но предложений по проведению истинных реформ политического устройства или российской правовой системы в речи Медведева не прозвучало.
Интерес у знатоков кремлевской политики вызвало то, что Медведев потребовал реформировать госкорпорации. Дело в том, что их создание стало одним из последних действий Путина на посту президента. Правда, делать вывод о том, что между Медведевым и Путиным начался глубокий раздор, было бы преувеличением. В конце концов, то, что Медведев сосредоточил внимание на экономическом обновлении страны, вполне вписывается в рамки стратегии, разработанной его политическим опекуном и нынешним главой правительства Владимиром Путиным. Заслуга Медведева скорее заключается в том, что смысловое наполнение прокламируемой уже на протяжении долгих лет модернизации России постоянно развивалось и одной из ее составных частей стала демократическая риторика. Это, как всегда, подает надежду оптимистам, но реалистам еще придется настаивать на том, чтобы слова Медведева были наконец реализованы на практике.
Шанс для европейских политиков
Тем не менее, послание Медведева предоставляет Западу, в особенности европейцам и немцам, важный шанс. Так, впервые Россия определяет свой статус мировой державы не при помощи прежде всего идеологии или данных о своей военной мощи, а задается вопросом, может ли она обеспечить своим гражданам уровень жизни, отвечающий требованиям современности. Эта переориентация вынуждает Россию занять позицию, в основе своей нацеленную на сотрудничество с остальным миром. Ведь, как сказал сам Медведев, только интеграция в мировую экономику позволит провести модернизацию России.
Поэтому не удивительно, что российский президент лишь вкратце коснулся международных тем: Россия намерена вести прагматичную внешнюю политику и тем самым создать условия для модернизации страны. Дипломатия должна быть в еще большей степени задействована в интересах экономики и модернизации. Таким образом, российская внешняя политика становится сугубо функциональным механизмом. Это с исторической точки зрения могло бы стать для России революционной сменой стратегии. Теперь появившимся шансом должны воспользоваться страны Европейского Союза. Для этого им следует четко обозначить собственные цели и оказать России конкретную помощь в деле модернизации.