Все счастливые соседи Европейского союза счастливы одинаково, но каждый несчастливый его сосед несчастлив по-своему, и в первую очередь это относится к Украине. Что же может сделать Евросоюз, чтобы, в отличие от Анны Карениной из романа Льва Толстого, история с Украиной увенчалась хэппи-эндом?
Из всех государств, входивших в состав бывшего Советского Союза, ни одна, за исключением России, не имеет для ЕС такого решающего значения, как Украина, - впрочем, ни одна из них и не испытывает в такой же степени терпения Евросоюза.
Во-первых, через территорию Украины проходит восемьдесят процентов природного газа, ввозимого в ЕС из России. В январе выяснилось (дорогой ценой), что спор между Москвой и Киевом может обернуться отключением газа на целых две недели; таким образом, события на Украине способны разрушительно отразиться на странах Евросоюза, всецело зависящих от поставок российского газа. Отдельные аналитики опасаются повторения кризисной ситуации с газом в будущем январе.
Газом, однако, проблемы отнюдь не ограничиваются. Украина имеет первоочередное значение с точки зрения безопасности восточного фланга Евросоюза: в стране проживает сорок шесть миллионов человек, протяжённость границы с Евросоюзом равняется 1400 километрам (с четырьмя государствами-членами) и, наконец, между ней и Россией то и дело вспыхивают трения, не имеющие никакого отношения к газу.
После прошедшей на Украине в 2004 году "оранжевой революции" отдельные специалисты по стратегии из Евросоюза выражали надежду, что теперь эта страна неизбежно придёт к либерально-демократической системе, торжеству правопорядка и экономическому процветанию. Этого, однако, не случилось.
Российско-грузинская война, разразившаяся в августе 2008 года, стала для Евросоюза болезненным откровением: оказалось, что Россия готова в случае необходимости применять силу для сдерживания натиска западного влияния в бывших советских республиках. Учитывая, что на полуострове Крым (юг Украины) проживают склонные к протестам русские, то будущем территориальной целостности и независимости Украины возникли некоторые изрядные сомнения.
Затем случилось так, что мировой финансовый кризис обрушил экономику Украины на колени; сейчас страна держится на плаву исключительно за счёт кредита от Международного валютного фонда на сумму 16,4 миллиарда долларов. Кризис также обострил внутриполитические противоречия, что парализовало политическую жизнь страны и создало ей репутацию зоны перманентной нестабильности.
Хуже всего то, что "оранжевая революция" не справилась с коррупцией, издавно и глубоко поразившей деловой мир страны, а в особенности энергетический сектор экономики. Коррупция неразрывно связана с личными ссорами и полулегальными договорённостями с представителями российских интересов, которые стали настоящим проклятием политической жизни на Украине. В Евросоюзе по этому поводу ощущают раздражённое бессилие. Январский кризис давно миновал, а украинские власти так ничего и не сделали для повышения прозрачности энергетического сектора.
Всеми этими трудностями объясняется то, что многие из двадцати семи государств, входящих в состав альянса, не желают предоставлять Украине даже намёка на приглашение в ЕС - даже в отдалённой перспективе. Тем не менее, в альянсе всё больше понимают, что бесцельный дрейф отношений с Украиной тоже становится непозволительным.
Проблемы Украины стали темой двухдневной конференции, проведённой на прошлой неделе в Брюсселе британскими организаторами из Wilton Park. Некоторые из выступавших озвучили предположение, что решающий момент в отношениях между ЕС и Украиной наступит 17 января, когда в стране пройдут президентские выборы. Если они не будут свободными и справедливыми, если победители и проигравшие не примут результаты взвешенно и спокойно, - на образе Украины в глазах ЕС это скажется самым катастрофическим образом.
На Украине надеются, что к концу 2010 года будет заключено так называемое "соглашение об ассоциации" с ЕС, а также полноценное соглашение о свободе торговли. Также, возможно, удастся договориться с ЕС о взаимном безвизовом въезде в связи с предстоящим в 2012 году чемпионатом Европы по футболу, проводить которое будут Украина и Польша совместно. Если эти три соглашения реально будут заключены в течение года, то одним этим для "нормализации" Украины будет сделано больше, чем всё произошедшее с момента обретения ею независимости в 1991 году вместе взятое.
Впрочем, если январские выборы пройдут неудовлетворительно, правительства стран ЕС могут отвернуться от Киева, что понизит шансы на заключение договоров об ассоциации и свободной торговле. Уже сейчас Германия и Франция тормозят процесс вступления Украины в структуры договора ЕС об энергетическом сообществе, целью которого является интеграция энергетических рынков Европы и гарантия непрерывных поставок.
Более того, Польша, которая раньше всегда выступала в поддержку Украины в Евросоюзе, больше не готова терпеть то, как медленно Украина готовится к чемпионату Европы по футболу, а в Словакии злы на Киев из-за того, что её граждане остались в январе этого года без газа посреди морозной зимы.
У Украины, конечно, есть друзья в Евросоюзе, но баланс сил очень хрупок. Как политические лидеры Украины, так и ЕС должны предпринять большие усилия, чтобы чаша весов склонилась в ту сторону, в какую надо.