С тех пор как Дмитрий Медведев стал президентом России, российские политологи и кремлинологи всего мира не перестают задаваться вопросом о том, насколько новый президент самостоятелен.
Без всякого сомнения, стиль и риторика Медведева сильно отличаются от стиля и риторики Владимира Путина, и вчерашняя речь – далеко не единственное доказательство этого. На прошлой неделе он заявил, что репрессии Сталина невозможно оправдать и призвал россиян не забывать темные страницы своей истории – Путин на этом никогда не делал ударения. Высказывания Медведева по этому и некоторым другим вопросам могут показаться слабо завуалированной критикой его более агрессивного предшественника. Однако с каждой новой речью пропасть между словами и делами Медведева становится все более отчетливой.
Сейчас многие считают его просто марионеткой, полезным, якобы либеральным партнером по игре в «доброго следователя и злого следователя», и подозревают, что реальная власть осталась в руках Путина. В сущности, единственной имеющей значение политической реформой, которую предпринял Медведев, было увеличение президентского срока с четырех до шести лет. Причем, вероятно, основную выгоду от этого получит опять же не кто иной, как Путин.
Если Путин будет править еще два шестилетних срока, он останется у власти до 2024 года. Недавно он дал понять, что не исключает свое возвращение в Кремль, заявив, что перед следующими выборами они с Президентом вместе сядут и решат, кто из них будет избираться.
За 18 лет, проведенных у власти, Медведев практически не подкреплял свою либеральную риторику делами. Если между ним и Путиным существуют реальные идеологические разногласия, и те, кто считает все это тщательно разыгрываемым фарсом, неправы, скоро ему придется начать реальные и значимые реформы.