Основная цель поездки Обамы в Азию – сохранить свое влияние в этом регионе, который все быстрее развивается и играет ключевую роль на международной арене.
Северная Корея - внешний долг и экономические диспропорции. За исключением отдельных случаев, с подобными проблемами Обаме вряд ли придется столкнуться во время своего турне по странам востока, будь то визит в Японию или же саммит Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Сингапуре. Азиатские коллеги, в первую очередь из Китая и Японии, представят свежие доклады, в которых американский президент попытается выявить новые точки пересечения интересов.
Во время турне будут рассмотрены некоторые частные проблемы, но в целом оно пройдет под знаком единого глобального вопроса, на который Соединенные штаты в лице своего президента попытаются дать хотя бы частичный ответ во время предстоящих встреч. Этот вопрос звучит так: как сохранить свое влияние в азиатском регионе, который, обладая значительным населением и огромной территорией, находится в фазе экономического роста и уже начинает играть центральную роль на международной арене.
Америка не желает уступать свои позиции в Азии, по крайней мере пока. На территории от востока Китая до юговосточных районов Азии, создана разветвленная инфраструктура по борьбе с терроризмом, которую США всячески поддерживает, и местные правительства не готовы отказаться от этой помощи. Кроме того, американский «ядерный зонтик» гарантирует безопасность таким странам как Тайвань, Южная Корея, и в меньшей степени Япония. Последняя формально является ядерной державой, так она обладает развитой гражданской атомной промышленностью и технологиями, которых более чем достаточно, чтобы создать атомную бомбу. Однако фактически она не соответствует этому статусу, так как запрет на производство ядерного оружия, наложенный Вашингтоном после Второй мировой войны, действует до сих пор.
В то же время, по ряду других аспектов, американское влияние в Азии постоянно вступает в противоречие с бурным развитием континента. Здесь создается собственная сеть экономико-финансовых союзов, по большей части выходящая за пределы ВТО, и появляется собственная многовекторная политика. Еще несколько лет назад, в 1997 году, Вашингтон раздавал уроки о том, как преодолеть кризис, который тогда поставил на колени так называемых «азиатских тигров». Сегодня президент США прилетает в Токио, как представитель страны – обладательницы самого большого в мире государственного долга, основными внешними кредиторами которой являются Китай и, конечно, Япония.
По этой причине многие будут особенно внимательно следить за визитом Обамы в Японию, где новая американская администрация заявит свой подход к азиатской политике. На саммите АТЭС в Сингапуре, в котором примет участие и Обама, возможно со всей отчетливостью проявится несоответствие амбиций США и реального положения дел. По замыслу, саммит АТЭС, который соберет за единым столом представителей 21 страны, должен обозначить суть многовекторной политики стран Азии. Отсутствие ясности по этому вопросу мешает наладить диалог между крупными государствами Азии, России и США.
На самом деле организацией, которая становится все более влиятельной в Азии, является не АТЭС, а так называемая АСЕАН +3 (Ассоциация государств юго-восточной Азии), которая объединяет 10 членов АСЕАН, Индонезию, Малайзию, Филипинны, Бруней, Лаос, Бирма, Камбоджия, а также 3 наиболее развитых азиатских государства – Китай, Япония и Южная Корея. По мнению наблюдателей, именно АСЕАН +3, а также китайско-американская «Большая двойка», замаскированная под «Большую двадцатку», являются самым серьезным препятствием в диалоге между Азией, Россией и США. Именно оно уже в ближайшем будущем помешает Америке выиграть в серьезной геополитической игре.
Саммит АТЭС даст Обаме возможность показаться перед телекамерами, но вероятно не более того. Настоящие решения будут приняты в другом месте, прежде всего в Пекине. И именно там, Обама постарается насколько это возможно, вновь укрепить позиции Америки.