Я пишу, чтобы возразить профессору Рою Гинзбергу (Roy Ginsberg), моему другу и коллеге по Скидморскому колледжу. Уважаемый и авторитетный эксперт по Евросоюзу, Гинзберг на страницах газеты Times Union от 9 ноября излагает свою точку зрения на причины "холодной войны", высказывая мнение о том, что у Соединенных Штатов Америки в первые годы после окончания Второй мировой войны была незапятнанная репутация поборника свободы.
Но существуют свидетельства, говорящие о том, что если бы не политические решения, принятые США в 1947 году, все могло бы обернуться иначе. С разделом Германии можно было покончить не в 1989-м, а в 1949 году. Этот процесс вполне мог сопровождаться предоставлением политических свобод людям в оккупированной Советами восточной зоне, а также ослаблением советского контроля и в других государствах Восточной Европы. Летом 1946 года генерал Люциус Клей (Lucius Clay), командовавший американской зоной оккупации и ежедневно общавшийся с советскими оккупационными властями, считал, что есть основа, которая позволит урегулировать усиливающиеся разногласия между двумя державами.
По мнению Клея, Советы в ответ на изменения в условиях репарационных поставок из западных зон Германии могли согласиться на перемены в своей оккупационной зоне, предоставив больше политических свобод ее немецкому населению.
Вряд ли все могло пойти так, как надеялся Клей. Из-за оппозиции идеям Клея, особенно в рядах антисоветски настроенных руководителей из госдепартамента, администрация Трумэна не предприняла серьезных усилий по выдвижению дипломатической инициативы в рамках предложений американского военного губернатора.
Дать полное разъяснение политики США в отношении Германии здесь не представляется возможным. Эта политика появлялась на свет постепенно, отражая целый ряд факторов. Окончательную форму она приобрела в 1948 году в качестве ключевого компонента Плана Маршалла.
Суть ее заключалась в следующем. Существовало мнение, что ресурсы рурско-рейнского индустриального комплекса настолько важны для американских планов по экономическому подъему Европы, что раздел Германии с включением рурской и рейнской областей в Западную Европу предпочтительнее объединения страны, поскольку такое объединение могло дать Советскому Союзу определенную возможность распоряжаться этими ресурсами.
Такое решение лишило 18 миллионов немцев в восточной зоне оккупации возможности обрести больше политических свобод. Возможно, оно стало главной причиной возмущения Клея во время заседания Совета министров иностранных дел в Москве в 1947 году.
Есть довод, заслуживающий внимания всех, в том числе, и Гинзберга, склонного к триумфаторской оценке роли США в "холодной войне". Не пустив Советы в богатейшие районы Германии, несмотря на ту цену, которую Россия заплатила за разгром Гитлера, Соединенные Штаты и их союзники усилили советские опасения в отношении Запада.
Впоследствии Сталин попытался организовать противодействие США в Западной Европе, а с блокадой Берлина в 1948 году предпринял попытку пересмотра германского вопроса, который Советы считали жизненно важным для собственной безопасности. Эти действия и соответствующая реакция западных стран привели к существенному росту напряженности в отношениях Востока и Запада. Именно американская политика в Германии больше, чем что бы то ни было, трансформировала пусть неспокойные, но вполне управляемые послевоенные отношения США и СССР в дорогостоящую 40-летнюю "холодную войну". И ее последствия преследуют нас до сих пор.
Роберт Ван Метер - профессор Скидморского колледжа в отставке. Он живет в Саратога-Спрингс.