Когда-нибудь, возможно, у нас будет американский президент, способный учитывать уроки истории. У Барака Обамы есть шанс сделать это сейчас, когда ему предстоит самый важный тест его президентства. У него есть ясный выбор: он может воспользоваться этой колоссальной возможностью повернуть Америку в новом направлении, подальше от ее глубоко въевшегося воинственного мировоззрения; или же он может провалить этот тест, затащив страну в очень затруднительное положение.
На сегодняшний день местоположение кладбища империй хорошо известно - конечно же, это Афганистан. Вы знаете, это та страна, в которую американские налогопалтельщики вливают сотни миллиардов заработанных тяжелым трудом долларов; да-да, тех долларов, которые так нужны здесь, в Америке, чтобы восстановить нашу экономику. К несчастью, прибыль от наших инвестиций в Афганистане равняется нулю, ни о каких процентах речи не идет, только смерть и разрушения.
Эта бесплодная, гористая страна, в свое время изгнавшая из своих границ пять великих держав - от Александра Великого в 330 году до н.э. до монголов, британцев (дважды) и России в 1980-х -- сегодня готовит место для последней из держав, предпринявших попытку оккупировать ее: Соединенных Штатов Америки.
Существует старая поговорка: “Те, кто не помнят своей истории, обречены повторять ее”. Давайте воспользуемся аналогией, чтобы проиллюстрировать значительность вопроса, по которому Обама должен принять решение. Во время войны во Вьетнаме министр обороны Роберт Макнамара готовил большую речь по оборонной стратегии, и когда президент Линдон Джонсон спросил его, что он собирается сказать по поводу Вьетнама, Макнамара ответил: “проблема как раз в том, что о нем сказать”.
Джонсон сказал: “Я скажу вам, что сказать. Скажите, что мы привержены свободе для вьетнамцев. Мы можем выйти оттуда; тогда домино рассыпется, и эта часть мира отойдет к коммунистам. Никто на самом деле не понимает, что там происходит. Наша задача - обучить жителей Южного Вьетнама, и этот процесс идет очень хорошо”.
Теперь давайте возьмем эту цитату, изменим имена главных участников диалога, поменяем их ролями и посмотрим, что получится. В этом случае, давайте представим, что Обама готовит речь об афганской войне и просит совета у министра обороны Гейтса.
Министр обороны Гейтс говорит Обаме: “Я скажу вам, что сказать. Скажите, что мы привержены свободе афганского народа. Мы можем вывести оттуда войска; тогда домино рассыпется, и эта часть мира отойдет Талибану и Аль-Каиде. Никто на самом деле не понимает, что там происходит. Наша задача - обучить афганскую армию и полицию, и этот процесс идет очень хорошо”.
В другом историческом военном сценарии, советник по национальной безопасности при президенте Картере Збигнев Бжезински инициировал план, призванный поймать Россию в ловушку ее собственного Вьетнама, заманив ее в Афганистан в 1979 году, и этот план действительно сработал.
То была война между силами Советского Союза и различными исламистскими племенами Афганистана, многие из которых сегодня воюют против США, а мы называем их мятежниками и талибами. Та война началась в 1979 году и закончилась в 1989. Около 15 тысяч советских солдат погибли, а 35 тысяч были ранены. Были убиты около 1 миллиона афганцев. В конце концов, русские были вынуждены отказаться от войны и покинуть страну.
Очень важен тот факт, что во время той войны войска мятежников получали помощь из многих стран - в основном из США, но также и из Великобритании, Китая, Саудовской Аравии и Пакистана. То, что мы наблюдаем сегодня, это дежа вю или повтор фильма, который мы уже видели?
Неужели никому не приходит в голову, что в сегодняшнем афганском сценарии вполне возможно, что Россия, Китай и масса любых других стран могут тайно помогать мятежникам оружием и деньгами? Возможно ли, что мы попали в ловушку, схожую с той, в которую заманили Россию в 1979 году? Талибы становятся сильнее и используют более современное оружие. Они получают сотни новобранцев из окружающих стран. Талибы не одиноки в своей цели вытеснить нас из своей страны.
Наши войска в Афганистане, так же как и русские в 1980-х, сталкиваются с практически невозможной ситуацией в этой бесплодной, гористой стране. Дороги, если их можно так назвать, идеально подходят для установки смертельно опасных импровизированный взрывных устройств, которые убивают и ранят большинство наших военных. Афганцы, работающие в полях или близлежащих деревнях и выглядящие дружелюбно днем, вполне способны уничтожить войска ночью. Это похоже на Ирак, но гораздо, гораздо сложнее и опаснее.
Войдет ли Америка в историю как очередная оккупационная сила, попавшаяся в ловушку на этом кладбище империй? Решит ли Барак Обама пойти по следам Линдона Джонсона, чье президентство было уничтожено, потому что он не нашел в себе смелости и уверенности освободить нашу страну из вьетнамского болота?
Барак Обама подведет Америку еще ближе к экономическому коллапсу, если продолжит обострять войну в Афганистане. Похоже, что он не собирается урезать ежегодный оборонный бюджет в один триллион долларов. Отправка все новых и новых ресурсов в афганское болото приведет только к новым смертям и разрушениям. Отказ перенаправить значительную долю этого гигантского бюджета на восстановление нашей промышленной базы и экономики со временем приведет Америку к банкротству.
Если г-н Обама вновь пойдет на поводу у генералов, он вне всяких сомнений докажет, что не достоин Нобелевской премии мира. Он не сможет оказаться на высоте и действовать в лучших интересах народа Америка и всего мира. Его действия приведут к тому, что тысячи американских военных и мирных афганских жителей погибнут, потому что он поступит политкорректно, чтобы показать, каким решительным лидером он является.
Он также гарантирует себе один-единственный президентский срок, потому что потеряет поддержку либералов и прогрессивных людей, тех, кто голосовал за реальные перемены, а сегодня наблюдают за президентом, который не может прекословить влиятельному военному истаблишменту.
Эта ошибочная война в Афганистане останется в истории как крупнейшая военная ошибка и катастрофа, которую мир только видел, превзойдя даже войну во Вьетнаме. Если г-н Обама не выучит уроки истории, он обманет надежды Америки.
Это историческое кладбище империи маячит перед нами. И зовет к себе.