Менее, чем через неделю, современный французский боевой корабль должен прибыть в Санкт-Петербург. Если русским понравится то, что они увидят, и сделку удастся заключить, правительство Франции дало понять, что будет готово продать Москве ее собственный корабль. Если эта продажа произойдет, то это будет первая сделка такого рода между Россией и страной-членом НАТО. Это также станет выдающимся примером умиротворения со стороны союзного президента Николя Саркози, чья подпись стоит на соглашении о прекращении огня между Россией и Грузией после августовской войны 2008 года, условия которого Москва с тех пор регулярно нарушает.
Корабль класса “Мистраль” - это новый тип авианосца, способный переносить более дюжины штурмовых и грузовых вертолетов, десантные судна, почти тысячу солдат и дюжины танковых и других сухопутных транспортных средств. Короче говоря, “Мистрали” - это крупные десантные вертолетоносцы, равные по возможностям любому другому кораблю в этом классе. Русские сказали, что хотят использовать корабль в миротворческих и противопиратских операциях. Но, конечно, “миротворчество” в словаре Москвы не всегда очень мирно. Как многозначительно заметил по поводу возможной продажи глава российского флота, адмирал Владимир Высоцкий: “В прошлогоднем конфликте с Грузией в августе прошлого года подобный корабль позволил бы нашему Черноморскому флоту выполнить свою миссию за 40 минут, а не за те 26 часов, которые потребовались нам, чтобы высадить на берег наши войска”.
Для других стран на побережье Черного моря, таких как Украина и союзники по НАТО Болгария и Румыния, французская сделка станет очевидным поводом для беспокойства. По условиям международного соглашения 1936 года, управляющего движением кораблей в Черном море, у Турции есть прерогатива отказать в праве тразита через Бософор и Дарданеллы такому боевому кораблю как “Мистраль”. Однако в прошлом Турция закрывала на глаза на передвижение Москвой схожих кораблей через проливы, одновременно будучи гораздо педантичней, когда дело доходило до одобрения прохода кораблей ее союзников, включая и Соединенные Штаты. Таким образом сомнительно, что США смогут подбодрить наших друзей на Черном море, развернув сравнимые мощности, и еще более сомнительно, что Турция позволит проход боевых кораблей в Черное Море в момент кризиса.
Без сомнения правительство Франции ответит на эту обеспокоенность заявлениями о том, что не будет продавать полностью оснащенный “Мистраль”. Вертолетонесец, построенный для русских, не будет оснащен самой современной электроникой и оперативной системой управления, как “Мистрали”, использующиеся во французском флоте. Это может быть правдой, но корабль, купленный русскими, все равно будет включать в себя самые современные французские разработки для палубных, транспортных и десантных операций. Кроме того, эта продажа вряд ли станет единственной в своем роде сделкой. Русские хотят, чтобы по условиям сделки у них была возможность построить еще несколько “Мистралей” в России в рамках совместного предприятия.
Сделка также откроет дверь для других стран - таких, как Италия, Испания и Германия - позволив им продавать оружие России. Учитывая сокращающиеся оборонные бюджеты европейских стран и политическое давление удерживать оборонные предприятия от банкротства с помощью расширения экспорта, нет никаких сомнений, что соперничающие правительства и компании будут все с большей готовностью продавать свои военные технологии Москве. Кодекс продажи оружия Европейского Союза, который на поверхности запрещает экспорт вооружений, которые могут быть использованы в существующем конфликте или усилить региональную нестабильность, также не является препятствием. Кодекс по-прежнему не имеет обязательной силы для государств-членов ЕС. Действительность такова, что у России нет всех денег мира, чтобы платить за вооружения, но приобретение новых разработок и технологий у европейских союзников может помочь ей обновить свой собственную оборонную базу без необходимости тратить огромные суммы на новые исследования и рабочие проекты.
И, наконец, подобная продажа пошлет Москве сигнал о том, насколько несерьезно Запад подходит к необходимости наказать Россию за ее нападение на Грузию и условия последовавшего мирного соглашения. Москва не вывела свои силы на позиции, которые они занимали до войны, и не дала Европейскому Союзу или другим международным налюдателям доступ к Абхазии и Южной Осетии, которые она оккупировала. Если уж на то пошло, не столкнувшись ни с каким значительным отпором со стороны США или Европы, Россия усилила свое положение в этом регионе: построила новые военные базы, разместила около 10 тысяч солдат и практически аннексировала два региона, хотя и предпочитает называть это по-другому.
Лишь несколько лет назад, под давлением из Вашингтона и Токио, Европейский Союз отказался от своей идеи снять эмбарго на поставку вооружений, наложенное на Китай. Одним из аргументов европейских правительств было утверждение о том, что запрет можно снимать, потому что с 1979 года Китай не вторгался ни в какую страну и не участвовал ни в одном крупном вооруженном конфликте. Этого совершенно точно нельзя сказать о России. И, учитывая тот факт, что российский парламент только что одобрил законопроект, позволяющий Москве применять военную силу в своем ближнем зарубежье, трудно придумать более плохое время для такой продажи.
Гэри Шмитт - директор программы углубленных стратегических исследований Американского института предпринимательства (American Enterprise Institute)