В то время, когда казалось, что мир крутится вокруг процесса нормализации отношений между Арменией и Турцией, и даже глобальное потепление, вместе другими событиями, ждет решения этого вопроса, вдруг появились слухи и разговоры об открытии российско-грузинского контрольно-пропускного пункта «Верхний Ларс», который вот уже три года, как закрыт. Русские закрыли этот пропускной пункт во время одной из конфликтных ситуаций с Грузией, мотивируя этот факт тем, что пункт нуждается в модернизации.
В течении трех лет русские не могут модернизировать «Верхний Ларс» и он закрыт. По этой причине вред наносится не столько Грузии, у которой с Россией не такой уж и большой торговый оборот, сколько Армении, так как «Верхний Ларс» является единственной сухопутной дорог, связывающей Армению с Россией, через которую и проходят армянские грузы. Для того, чтобы полностью понять какую важность представляет из себя эта дорога для Армении, достаточно лишь вспомнить один фрагмент из визита двухлетней давности - первого вице-премьера РФ Сергея Иванова в Армению, когда он объявил, что появилась договоренность с властями Армении на счет временного открытия «Верхнего Ларса» в сезон абрикосов. Представляете? Армения и Россия на высшем уровне обсуждают вопрос открытия Верхнего Ларса из-за абрикосов. Все знают, какой респектабельный бизнес из себя представляет экспорт абрикос для властей Армении, значит, все могут представить, какое бизнес-значение имеет открытие «Верхнего Ларса» для этих же властей.
Получается так, что на решающем этапе решения армяно-турецкого вопроса вдруг на передний план выходит разговор об открытии «Верхнего Ларса». Во всем этом самое интересное динамика вопроса. Сперва распространяются слухи о том, что идут переговоры между русскими и грузинами. Потом Грузия опровергает это, а глава МИД Грузии Григол Вашадзе объявляет, что переговоры ведутся при посредничестве Армении, то есть, Армения переговаривается с Россией, беседует, а потом эту беседу и содержание переговоров передает Грузии, а потом передает России то, что говорит Грузия. Но более удивительно как на это реагирует Армения. Пресс-секретарь МИД Армении Тигран Балаян объявляет, что Армения будет приветствовать, если Россия и Грузия договорятся между собой. И это звучит в ответ на вопрос – какая позиция у Армении? Получается, что у Армении вовсе нет какой-либо позиции. Какая позиция? Ведутся разговоры, а Армения приносит и переносит слова. А почему это не делалось до сих пор? Наверное, потому, что до этого момента верили, что турки, после просмотра футбольного матча и двух побед, с поднятым настроением пойдут и откроют армяно-турецкую границу. Поэтому и о «Верхнем Ларсе» видимо забыли, так как до сезона абрикосов еще далеко.
Но власти Армении как-будто уже поняли, что, несмотря на международное давление, турки не намерены так быстро открыть границу. Турки к процессу нормализации отношений с Арменией относятся не как к математике, а действуют по канонам дипломатии. Т.е., задача Турции заключается не в том, что действие должно дойти до конкретного результата, а в том, что результат должен появиться во время действия, что они и делают очень умело. Именно поэтому Абдулла Гюль объявляет, что Турция это восходящая звезда. Значит, Турция думает о своей карьере, куда уж тут до открытия армяно-турецкой границы?
Из всего этого, конечно, не следует, что Турция отвергнет армяно-турецкие протоколы и вообще объявит о прекращении процесса. Просто Турция будет тянуть время, будет выводить армяно-турецкий процесс на долгую дорогу, через которую, таща за собой Армению, будет просто изнашивать ее. Очевидно, что обладающие неравными возможностями Турция и Армения эту дорогу пройдут не с одинаковой степенью усталости. Власти Армении, вероятно, наконец, поняли и оценили ситуацию, поэтому ищут альтернативный путь, так как надежды на армяно-турецкий процесс, который уместился бы «в благоразумные сроки», уже нет.
Но проблема состоит в том, что Армения как будто бы не очень хочет принимать тот факт, что обсуждение тематики открытия «Верхнего Ларса» принадлежит ей. Это удивительно, так как в последнее время власти Армении даже восход солнца пытаются преподносить как собственную инициативу. Почему тогда в вопросе «Верхнего Ларса» ответственность адресуется России и Грузии? Неужели, по той причине, что не хотят злить Запад или Турцию? А может, инициатива «Верхнего Ларса» действительно принадлежит не армянам, а русским, которые пытаются строить собственную игру парралельно армяно-турецкой – ведущейся при спонсорстве Запада. А Армения под шумок пытается выжать пользу и из этого, так как в рамках отношений с Москвой Ереван не проявляет риск отказаться от перспективы собственных выгод, даже если чувствует, что эти теоретические выгоды могут принести ей практическую опасность с другой стороны, в конкретном случае с армяно-турецкой?
Но и в этом случае удивительно – почему Грузия, в лице главы МИД Вашадзе, напрямую привлекает Армению к процессу открытия «Верхнего Ларса»? Может, МИД Грузии просто мстит Армении из-за того, что на днях депутат Государственной Думы Российской Федерации, армянин по национальности Семен Багдасаров пытался начать процесс лишения российского гражданства Вашадзе? Но вряд ли личная обида Вашадзе могла бы стать поводом для такого политического поступка, из-за которого целая страна берет на себя такую серьезную ответственность. Не случайно, что пресс-секретарь МИД Армении своим ответным заявлением перекладывает эту ответственность на плечи России и Грузии. Может, Грузия пытается уколоть Армению из-за того, что Армения, выходя на первый план в армяно-турецком процессе, уменьшает региональное значение Грузии с точки зрения и экономической, и геополитической.
Поиск ответа на эти вопросы может удачно закончиться только после дальнейшего развития событий. Не исключено и то, что «Верхний Ларс» - очередной агитационный блеф, автором которого являются власти Армении, так как однозначно, что из за турецкой дипломатии в рамках армяно-турецкого процесса у Армении, вернее ее властей, появляется некий тематический вакуум, и чувствуется необходимость занять общественный ум чем-то другим, таким, что останется вне границ страны, причем, на этот раз еще дальше, на армяно-грузинской границе, и чтобы это некое другое никак не влезло внутрь страны, где и так хватает нерешенных проблем.
Перевод: Гамлет Матевосян