Уже более года Фонд "Пресс-центр стран Восточной и Центральной Европы" регулярно проводит круглые столы с участием польских и российских интеллектуалов. Эти дебаты не вписываются в общее русло политических отношений и никак не связаны с деятельностью Группы по сложным вопросам и польско-российского Форума гражданского диалога, которые находятся под опекой правительств наших стран.
- Мы являемся независимой организацией. Наша цель – собрать за одним столом польских и российских представителей либеральной интеллигенции и поговорить обо всех важных, сложных вопросах, обо всем, что нас связывает и разделяет, - сообщил организатор мероприятия и глава Фонда Стефан Братковский (Stefan Bratkowski).
Проведенная в выходные в Варшаве встреча стала третьей по счету и была посвящена прошлому.
- И у поляков, и у россиян сильно развито чувство национальной идентичности, возможно, это и служит одной из причин взаимного непонимания, - сказал во вступительном слове социолог Эдмунд Внук-Липиньский (Edmund Wnuk-Lipiński). На примере Польши и Германии он показал, что примирение возможно только при взаимном пересмотре мифов и стереотипов. - Поляки с трудом приняли формулировку известного послания польских епископов к немецким - "прощаем и просим о прощении", так как это потребовало пересмотра некоторых наши убеждений. С исторической перспективы видно, что такая ревизия пошла на пользу. Теперь мы ссылаемся на эти слова во время всех кризисных ситуаций в польско-немецких отношениях, - сказал Внук-Липиньский.
Говоря о польско-российских отношениях, он отметил, что мы не придем к согласию в вопросах взаимной памяти, если не начнем свободно и правдиво говорить о двух болезненных для Польши событиях: 17 сентября 1939 года и о Катыни. Социолог полагает, что изменить позицию российской стороны будет нелегко, поскольку "ревизия правды часто требует и одновременной ревизии идентичности", к чему пока готовы не все жители России, основывающей свою идентичность на мифе победы СССР во Второй мировой войне и кристально чистого Сталина как главнокомандующего Красной армии.
Известный российский социолог Игорь Клямкин считает, что такая ревизия будет возможна, когда Россия станет демократической страной: "При демократии историей занимаются в первую очередь историки, а не политики, а у нас проблема идентичности до сих пор в большей мере является продуктом политической пропаганды, а не истории или культуры".
Клямкин заявил прямо, что те, кто сейчас находится в России у власти, а также российское общество не воспринимают репрессии против жителей Второй Польской республики или вторжение Красной Армии в страны Балтии как что-то, чего стоит стыдиться. Социолог сказал, что на том же основании Россия отвергает и претензии Украины, не признавая геноцидом спровоцированный Сталиным в начале 30-х годов Голодомор.
Профессор Анджей Романовский из Ягеллонского университета призывал к тому, чтобы не только требовать от России пересмотра собственной истории, но также стараться переломить польские негативные стереотипы о восточных соседях: например, не забывать о симпатии, которую всегда питала к Польше российская интеллигенция.
- Это действительно так: либеральная интеллигенция всегда, даже в советские времена, относилась к Польше с огромным уважением, - сказал Евгений Ясин, ректор московской Высшей школы экономики, бывший в 90-х годах министром экономики.