Страны ЕС не используют в полном размере годовые квоты на природный газ. Его за первые шесть месяцев нынешнего года закуплено примерно на 29 процентов меньше (если учесть еще и Украину, то цифра будет едва ли не вдвое внушительнее). «Газпром» грозит миллиардными санкциями за нарушение договорных обязательств, а аналитики из газеты «Коммерсантъ» не исключают, что закупки газа западными компаниями может оставаться урезанным вплоть до 2013 года.
России предоставляется возможность получить выгоду на том, что страны ЕС и Украина, являющаяся основным транзитером российского газа, нарушают обязательства. А к тому же, получить еще один рычаг для достижения целей, которые идут вразрез с интересами ЕС или/и Украины. То есть ситуация опасна как для ЕС, так и для Киева.
Поставки газа в ЕС через Украину превращаются в средство давления Москвы на Киев, когда политика Украины начинает расходиться с «линией России». Пытаясь приостановить дрейф Украины на Запад, Москва манипулирует ценами на энергоресурсы, сроками расчета и т.д.
В нынешнем году было особенно много шагов Украины в сторону ЕС: присоединение к Программе Восточного партнерства, договор о модернизации газопроводов… Такое «отступничество» вызвало жесткую реакцию Москвы. Очевидным остается и желание Москвы видеть на Украине пророссийского президента (там скоро выборы).
Премьер В. Путин заявил о намерении России не штрафовать Украину за недобор газа. Однако особого повода для радости нет. У Украины из-за кризиса и так проблемы – с расчетом за уже поставленное голубое топливо. Именно поэтому невыполненная квота в любой момент может стать козырем при попытках России «прищучить» Украину.
По словам аналитиков инвестиционной группы VTB Capital, России было выгодно то, что Европа не выкупала договорной газ в полном объеме. Уменьшенный объем закупок был весомым аргументом в экологическом споре о начале строительстве «Северного потока» (“Nord Stream”). Также ситуация на газовом рынке позволяет России пересмотреть договор о поставках в Европу туркменского газа, прервавшихся в начале года (пересмотреть, разумеется, с позиций выгоды для России).
Тем не менее, жесткие санкции со стороны России против европейских стран за недобор газа вряд ли последуют. Во-первых, в нынешние трудные времена нужно ценить крепких, платежеспособных покупателей. Во-вторых, Москве от ЕС нужны политическая поддержка и инвестиции в энергетические проекты («Северный поток» и «Южный поток», расширение газодобычи на полуострове Ямал и др.). Как отмечает эксперт по энергетике США М. Голдман, Россия тонко чувствует границы применения экономических рычагов в отношении Евросоюза.
Газ может стать для Москвы средством и экономического, и политического давления. Намерение не брать штраф с Украины и то, что Туркменистан не применил в отношении «Газпрома» санкции за неисполнение договора о закупках газа – почва для переговоров России и стран ЕС о пересмотре условий газовых поставок. У России в этом году значительно больше, чем в прошлом, рычагов для политизации вопроса газопоставок Украине, а через нее – и ЕС. Москва, надо полагать, уже в ближайшее время попытается получить как экономические, так и политические дивиденды. Жонглируя, в том числе, и «дубиной» санкций.