Российский президент Дмитрий Медведев в своей во всех отношениях достойной внимания речи призвал к модернизации страны. При этом он ни в коем случае не понимает термин «модернизация» только в узком технократическом смысле. В значительно большей мере он хочет провести модернизацию мышления, что может стать предпосылкой успешной модернизации России. Он требует освобождения граждан от давления со стороны государства, он призывает своих соотечественников взять судьбу в свои собственные руки, не бояться ответственности и не довольствоваться только достижениями советского времени, находившими свое выражение преимущественно в военных категориях и в космических полетах.
Кто возьмется спорить с Медведевым, когда он призывает страну к тому, чтобы совершить прорыв в будущее и мобилизовать для этого огромный человеческий потенциал российского народа. Сомнений нет – это верный анализ, и предлагаемая терапия также правильна.
Реакция на эту речь, в том числе и в нашей стране, можно назвать скорее удивительной. В эпоху глобальной взаимозависимости судьба других стран, несомненно, является значимой и для твой собственной, а если речь идет о соседней стране, да еще и о такой крупной и значимой как Россия, - то это тем более справедливо. Конечно, некоторые представления Медведева вызывают вопросы, прежде всего возникают сомнения относительно реалистичности этих планов и способности их реализовать.
Но так происходит всегда, когда предлагается смелый проект нового начала. И это новое начало действительно необходимо, если Россия не захочет надолго выйти из международной конкуренции и полагаться только на продажу сырья и энергетических ресурсов. Конечно, Медведев в своем анализе больше обращал своей взгляд в сторону Китая с его впечатляющим прогрессом в области модернизации, нежели в сторону Европы.
Но мы не сможем понять всех этих требований российского президента, если мы ограничимся рассмотрением вопроса о том, не свидетельствует ли речь Медведева о соперничестве с премьер-министром Путиным.
Более важно оказать поддержку этой политике и признать нашего партнера Россию как глобального игрока. Нет такой проблемы в мире – будь то защита окружающей среды и оздоровление экономики, разоружение и контроль над вооружениями, борьба против организованной преступности и международного терроризма, - ни одну их этих проблем нельзя решить без участия России. Помощь, предоставляемая Россией для войск коалиции в Афганистане, является примером конструктивного поведения.
Президент США Обама (Obama) предпринял целую серию смелых шагов для того, чтобы подготовить почву для новых инициатив. Медведев пытается решить свои проблемы в соответствии с той ситуацией, которая существует в его стране. Европа должна осознать, что ее судьба будет во многом зависеть от того, сможет ли Россия справиться со своими внутренними слабостями. Новых границ в Европе не должно быть.
Евросоюз и Россия могут извлечь из все более тесного партнерства все больше преимуществ для всех участвующих сторон. Стабильность в Европе и прогресс на этом континенте могут быть достигнуты только вместе с Россией, но не в противоборстве с ней. Нельзя будет этого добиться и в том случае, если мы просто повернемся спиной к великому европейскому российскому народу. Но и в этой области требуется также активность со стороны Европы. Еще лучше, если эта активность будет осуществляться вместе с новым человеком в Вашингтоне, так как следует согласиться с Медведевым и в том, что в данном случае речь идет о великом трансатлантическом пространстве от Ванкувера (Vancouver) до Владивостока. Очевидно, следует напомнить о том, что были такие времена, когда Москва пыталась отделить европейцев от американцев. Это было давно, но именно поэтому следует об этом напомнить.
Европа должна вновь стать намного более сильным игроком при формировании нового мирового порядка, и она должна стать также архитектором трансатлантического пространства. Европейский президент и европейский министр иностранных дел – всего этого будет недостаточно, если к этому не добавить волю и интуицию стран-членов Евросоюза – всех его членов. Партнер Россия? – Мы нужны друг другу.
Автор статьи занимал должность министра иностранных дел Германии с 1974 по 1992 год.