Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Обзор СМИ Грузии и Азербайджана (17.11)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Абхазия и до августовской войны была под большим давлением России, а после войны оказалась в подчинении Москвы.

СМИ Грузии

В интервью агентству «Пирвели» представительница в Грузии двух международных организации - Фонда Фридриха Наумана «За свободу» и Фонда «Либеральной академии» Кетеван Цихелашвили заявила, что Абхазия и до войны была под большим давлением России, а после войны оказалась в подчинении Москвы. «Если вы приедете туда, подумаете, что оказались в какой-нибудь области России. Там ежедневным рабочим языком является русский, т.н. де-факто власти тоже работают на русском. Газеты также печатаются на русском, на русском языке работают банки. Даже номерные знаки автомашин русские», - сказала она. По ее мнению, после признания Россией независимости в Абхазии воцарилась эйфория, однако сейчас уже все больше людей понимают, что в нынешних условиях не может быть и речи о какой-нибудь независимости. А то что получила Абхазия, это не независимость, наоборот, еще больше усилилось влияние России. Как она отметила, об этом на встречах в Абхазии, на которых она присутствует, открыто никто не говорит, однако в кулуарах явно чувствуется беспокойство абхазского общества из-за усиления влияния России. При этом, как она отмечает, в Абхазии из грузин создан образ врага, постоянно насаждается мысль, что грузин – враг. По ее словам, это неудивительно, так как там информация поступает односторонне – смотрят только российские телеканалы, а местные телеканалы и газеты копирование российских.

В интервью агентству «Интерпресньюс» эксперт по вопросам международных отношений, бывший посол Грузии в Австрии и Венгрии Котэ Жгенти, комментируя заявление профессора МГУ Александра Дугина, призвавшего Кремль изменить политику в отношении Грузии, предположил, что, видимо, российская сторона выступит с инициативами для урегулирования грузино-абхазских и грузино-осетинских отношений, но в этих инициативах главная роль будет отведена не Европе, а России. Однако он сомневается, что в Грузии найдется какая-нибудь политическая сила, которая согласится на российские условия. «В Грузии я не знаю такой серьезной политической силы, которая говорила бы о пересмотре внешнеполитического вектора страны. Каждый разумный человек должен понимать, что идти в сторону России, это означает стать частью России, или – оказаться под влиянием России в очень большой дозе. Это неприемлемо для Грузии, как для суверенного и независимого государства», - сказал эксперт. Жгенти, отмечая, что что Россия начала использовать свои ресурсы в кавказском регионе, увидел в этом угрозы в новых проектах России в отношении Кавказа и Грузии. Речь идет об отношениях России с Арменией, Азербайджаном и Турцией. По мнению Жгенти, поддержка со стороны России турецкой платформы о региональном сотрудничестве указывает, что Москва хочет отделить кавказские страны от западных проектов и сфокусировать внимание на Черное море, частью которого она себя считает. «В условиях, когда Россия начала строить морские базы в Абхазии, в Москве, видимо, посчитали, что станет легче контролировать кавказские республики», - отметил Жгенти.

С 15 ноября Абхазия телефонную связь будет устанавливать через телефонные коды, которые ей присваивает российская сторона. В публикации на эту тему газета «24 саати» пишет, что присвоение Россией телефонных кодов Абхазии, как независимому субъекту, нарушение международного законодательства. Хотя Национальная комиссия по коммуникациям Грузии не может предупредить или штрафовать государственные структуры конкретной страны. «Центральным офисом и координирующим органом всех стран, объединенных в центре связи и коммуникации, является ITU. О действиях России Национальная комиссия по коммуникациям уже сообщила министерству иностранных дел и ITU», - отметил в беседе с газетой член комиссии по коммуникациям Ираклий Мосешвили. Чтобы реагировать на такой факт, грузинская сторона имеет единственный правовой механизм – начать производство дела против любой международной компании, которая установит контакт с абхазскими телефонными компаниями через коды, присвоенные Россией. «В Грузии существует закон об оккупированных территориях. Согласно этому закону, незаконная экономическая деятельность на оккупированных территориях подлежит наказанию. Соответственно, мы по отношению тех компаний, которые установят связь с абхазскими телефонными компаниями через эти коды, можем применить санкций. Это может быть предупреждение, потом – финансовый штраф. Это понимают все международные компании и, исходя из этого, знают, что не должны установить отношения с Абхазией, как с субъектом, связанным с Россией телефонными кодами», - отметил Мосешвили. В комиссии по коммуникациям добавили, что первым этапом реагирования является предупреждение. В случае его игнорирования последует штраф в 50 тысяч лари (около $30 тыс.). Если эта сумма не будет оплачена, она увеличится до 500 тысяч лари, потом – до миллиона и т.д. Параллельно Национальная комиссия по коммуникациям обратится также в прокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело.

Публикация в газете «Резонанси» посвящена заявлению начальника штаба вооруженных сил РФ Николая Макарова о том, что идет активная поставка вооружения Грузии и военный потенциал Грузии сегодня гораздо выше, чем был в августе прошлого года. Грузинские военные эксперты это заявление оценивают как дезинформацию, так как, по их мнению, военный потенциал Грузии не то что не повысился, наоборот, находится в неблагоприятном положении. Военный эксперт Георгий Тавдгиридзе покупку вооружения грузинской стороной не исключает, однако это не считает показателем увеличения военного потенциала. «Русские предвзяты и любое их заявление в отношении Грузии имеет функцию победы в информационной войне. Они этим хотят остановить помощь Грузии от Европы и Америки. Это им нужно, чтобы улучшить ту репутацию, которая у них создалась с международными организациями из-за августовской войны. Любое их заявление выходит за рамки реальности и, исходя из этого, малоубедительно. Вообще, не исключено, что грузинские власти продолжают закупать вооружение. Возможно, даже правда то, что вооружение и военные базы у нас стали лучше, чем в прошлом году, однако хороший военный потенциал, это не только вооружение и базы. К сожалению, мы видим, что власти имеют неправильный подход к оборонной политике – исходя хотя бы из того, что никаких новшеств не видно в строительстве вооруженных сил», - сказал Тавдгиридзе. Военный эксперт Ираклий Сесиашвили в беседе с газетой также говорит о необходимости полноценного пересмотра всей системы безопасности Грузии. «У нас неправильно определены угрозы, также не имеем достаточно ресурсов для того, чтобы нейтрализовать определенную часть этих угроз. Т.е. необходимо полностью пересмотреть всю систему безопасности. Когда определим то, с какими системами можем бороться, только после этого сможем определить, какие ресурсы и в каком количестве нам необходимы», - отметил Сесиашвили.

В парламенте Белоруссии вновь подняли вопрос о признании Абхазии и Южной Осетии. Решено, что делегация парламента Белоруссии посетит конфликтные регионы и подготовит доклад для парламента. От грузинской стороны они уже получили разрешение посетить сепаратистские регионы. Грузинские политологи полагают, что президенту Лукашенко вновь приходится лавировать между Россией и Европой, хотя все же надеются, что Белоруссия не признает сепаратистские регионы. «Россия давит на Белоруссию, пытается повлиять, так как в свое время позиция Лукашенко была четкой – не признавать независимость Абхазии и Южной Осетии. Видимо, Россия применяет новый метод. Это может быть торговлей газом. Но, я думаю, Белоруссия не изменит свою позицию, во всяком случае, до сих пор ей нужны были твердые отношения с Евросоюзом», - сказал газете «Резонанси» конфликтолог Гоги Хуцишвили. Бывший посол Грузии в России Зураб Абашидзе говорит, что президент Лукашенко находится между двух огней, хотя прекрасно справляется с лавированием между Россией и Евросоюзом. По его словам, президент Белоруссии находится в весьма сложном положении, так как экономика этой страны почти полностью связана с Россией. 80% продукции, производственной в Белоруссии, экспортируется в Россию. Если перекрыть эти каналы, естественно, страна окажется в сложнейшем положении. «Поэтому когда из Москвы поступает просьба, или условие, или требование, что Белоруссия должна признать Абхазию и Южную Осетию, пойти против этого нелегко. Несмотря на это, Лукашенко все равно удается лавировать, и даже весьма успешно. Он твердо стоит на своей позиции, говорит, что надо изучить этот вопрос, не спешит, всячески растягивает принятие окончательного решения. На него же давят и со стороны Евросоюза», - говорит Абашидзе. По его мнению, если Белоруссия будет вынуждена признать сепаратистские регионы, тогда Евросоюз задействует санкций против нее. Поэтому надо полагать, что Лукашенко не будет спешить с признанием и вновь будет тянуть процесс.

СМИ Азербайджана

Власти Азербайджана, судя по всему, решили противопоставить себя всему демократическому миру. Возможно, это не сознательно принятое решение, полагает обозреватель газеты «Новое время», однако все действия властей указывают на это. Несмотря на такие козыри властей, как энергоносители, нефть и газ, европейцы регулярно напоминают властям о их нарушениях прав человека и демократии. Это становится дурной традицией. Ныне на международной арене только ленивый не критикует Азербайджан за нарушение прав человека.    Можно сказать, что страна подошла к той к черте, после которой ее уже просто могут попросить из международных организаций. Видимо, на Западе решили, что пришло время наказать Азербайджан, потому что его действия уже переходят все грани. Так, официальному Баку уже намекнули, что он на грани исключения из международных организаций. И предупреждение это сделал не кто иной, как генеральный секретарь Совета Европы Торбйорн Ягланд. В интервью ИА "Туран" он заявил, что "Совет Европы не имеет способов и инструментов для немедленного изменения ситуации. Однако мы верим, что со временем это окажет влияние на присутствие Азербайджана в СЕ. В то же время мы считаем, что присутствие Азербайджана важно с точки зрения влияния на процессы внутри этой страны. Если же это окажется невозможным, то на повестку дня станет вопрос о членстве Азербайджана. Нашими членами могут быть только страны, которые соответствуют нашим стандартам, разделяют ценности организации". На вопрос, думает ли он, что власти услышат его, генсек СЕ ответил "да, у нас есть основания так думать. Страна является членом СЕ, и азербайджанские власти должны всерьез воспринимать все, что мы им передаем".

По словам посла Турции в Азербайджане Хулуси Кылыджа, вопрос открытия турецко-армянской гранцы закрыт. «Турция преодолела полпути в вопросе открытия границ с Арменией. Остальные полпути должна проделать Армения», - сказал он. «Мы донесли до  мировой общественности условия, необходимые для ратификации турецким парламентом  протоколов об открытии границ  с Арменией. Это условие – освобождение  азербайджанских земель», - подчеркнул дипломат. Посол, как сообщает сайт Novosti.az со ссылкой на телеканал ANS,. так же заявил, что визовый режим между Азербайджаном и Турцией в будущем будет отменен. Довольно скоро ожидается введение упрощенного режима выдачи турецких виз гражданам Азербайджана, добавил он. «Граждане Азербайджан смогут находиться в Турции три месяца без визы» - сказал посол, добавив, что такое условие будет применено и к гражданам Турции, прибывающим в Азербайджан.

Политолог Зардушт Ализаде, комментируя газете «Бизим йол» предпринятые мировым сообществом санкции в отношении Ирана, считает, что они  никоим образом не отразились на этой стране. «В том смысле, что Иран нисколько не ослабел, в стране нет раскола и т.д. Да, во время последних президентских выборов небольшой раскол имел место, однако в вопросе ядерной программы все остается по-прежнему. Верно, в Иране тоже ищут какие-то пути для недопущения конфронтации. Однако США и Израиль считают, что число стран, не подчиняющихся их приказам, должно быть сведено к нулю. Теперь и Россия хочет заиметь дивиденды в связи  с ситуацией вокруг Ирана. Нам известно, что Россия всегда предавала своих партнеров. Это достаточно просто: Россия всегда просчитывает, кого взамен чего предать. После того, как США отказались от размещения ПРО в Европе, Россия потихоньку стала отходить от своей позиции по Ирану. После этого срок санкций по Ирану был продлен, они были ужесточены. Более того, Россия отказалась поставлять в Иран зенитные комплексы С-300. Это говорит о том, что в вопросе Ирана Россия координирует свои действия с Западом», - сказал он.

Интернет-издание Apa.az приводит мнение аналитика Вашингтонского фонда мира Марка Лукас, высказавшего мнение, что Азербайджан может воспользоваться крепкими связями как с Россией, так и с США. Говоря о недавней встрече президентов США и России, аналитик отметил, что американская администрация стремится к улучшению отношений с Россией в вопросах, вызывающих обоюдный интерес, однако не желает делать этого за счет таких стран, как Азербайджан и Грузия. Вашингтон и Москва, наряду с уважением к бывшим странам СССР, намерены вынести урок из напряженности в регионе. Коснувшись переговоров вокруг Нагорного Карабаха, Лукас отметил, что международное посредничество может стать полезным для демилитаризации границ и создает возможность для политических переговоров. Замороженные конфликты являются самыми трудными проблемами, стоящими перед международными посредниками. К сожалению, в таких конфликтах стороны не демонстрируют политической воли для урегулирования проблемы мирным путем. По мнению Лукаса, «народная дипломатия» часто является правильно выбранным путем.