Иногда ошибаются и опытные аналитики. Надеемся, это была ошибка. Однако ошибка симптоматическая, неприятная и допущенная, наверное, из-за не слишком ответственного отношения к тому, какие последствия принесут слова. Я говорю об одном пассаже из статьи Валентина Мите "Россияне и литовцы друг друга не любят".
Сама статья, как статья, в ней речь идет об исследованиях оценке граждан Литвы и России дружественности или враждебности по отношению к своим странам со стороны других государств.
Результаты исследований оцениваются вольно – будто бы, считая Литву враждебным по отношению к России государством, литовцы обязательно "не любят россиян". К сожалению, как это характерно аналитикам, а именно – политологам (знаю из личного опыта), забывают о том, что простые люди, живущие не политикой, ясно отделяют свое мнение от мнения государства и большой политики.
Скажем, даже при большой любви к россиянам, я не выбрал бы ответ, что Россия "дружественное по отношению к Литве государство".
Дружественные отношения между государствами показывают отношения между их главами. Эти отношения респонденты и оценили, а не декларировали любовь или нелюбовь.
Надо совершенно ничего не знать об отношениях между Литвой и Россией, чтобы назвать в опросе Россию дружественным по отношению к Литве государством. Такого непросвещенного человека среди респондентов не было, однако, это не значит, что абсолютно все участники опроса "не любят россиян".
Такой легкомысленный вывод просто не может делать человек, который хотя бы немножко углубился в суть, поскольку опрос в Литве был презентативным (тем более проводился в крупных городах), среди участников опроса несомненно были русскоязычные граждане. Неужели, по мнению уважаемого Мите, они не любят сами себя? А, может быть, они просто констатировали всем известный факт, что Россия, их этническая родина, на самом деле не дружелюбна по отношению к Литве?
Однако эту статью я решил написать не потому, что меня озаботила интерпретация Мите отношений между литовцами и россиянами. Наверное, ему просто захотелось смелого и провоцирующего названия – пусть оно и не вытекает из представленного материала.
Возмущение вызвало то, что гибкость своей мысли автор до бесконечности развил в одном абзаце, где стал интерпретировать, почему литовцы любят (снова любовные дела?) Латвию.
Латвия – третья из стран, которые литовцы считают дружественными. Таковой ее считает 17,4% респондентов. Почему так любят Латвию, можно объяснить балтийской солидарностью и тем, что это, наверное, единственное соседнее государство, у которого есть сухопутная граница с Литвой из тех, с которыми Литва не воевала. Которое, в отличие от Беларуси, не претендует на территорию Литвы, не присваивает общую историю и не предъявляет претензии на столицу Литвы – Вильнюс.
Уточню, что об отношениях Литвы и Беларуси в статье больше нет ни одного слова – «любят» ее литовцы, «не любят» и так далее.
Однако достаточно и этого абзаца, чтобы сказать, что автор не чурается дезинформации и необоснованных утверждений, которые у менее образованного читателя, как и у того несовершеннолетнего, увидевшего в фильме паранормальное явление, могут вызвать видимость реальности.
Начнем с того, что проевропейски настроенные жители Беларуси – которых, по данным последних опросов, становится больше, чем сторонников интеграции с Россией – часто хорошо отзываются о Литве именно из-за того, что «это государство с Беларусью никогда не воевало».
А вот литовский обозреватель В.Мите где-то нашел исторические факты о том, что Беларусь воевала с Литвой? Будем надеяться, что напутал: военные маневры Лукашенко с Медведевым под боком у Литвы – это еще не война. Советскую оккупацию тоже, вроде бы, не белорусы организовали – не они отвечают за преступления того государства. А предшествовала этому «общая история», которую вспоминает сам В.Мите – общие восстания против царей, общие войны против Москвы и Ордена, общие… все общее. Так зачем сейчас ту мирную историю забывать и писать, что, мол, только с латышами была «идиллия»?
Другое утверждение – «Беларусь претендует на территорию Литвы, предъявляет претензии на столицу Литвы Вильнюс». В каком сне это привиделось!? Романтические разглагольствования любителей подобных свободных мыслей в данном случае с легкой руки автора приравниваются к государственной политике.
Да, многие белорусы с сантиментами относятся к Вильнюсу – почитая наследие ВКЛ, они считают Вильнюс столицей своего бывшего государства (ВКЛ). В Вильнюсе жили, творили многие гении белорусской истории, здесь формировалась национальная идентичность белорусов, здесь зарождалась государственность – исторические факты, с которыми не поспоришь, которые белорусы (пока, к сожалению, не официальный Минск) ценят, однако из этого ни в коем случае не вытекает, что в ХХI веке адекватному человеку придет на ум поднимать территориальный вопрос. Воздержаться от каких-либо намеков на эту тему, к счастью, хватило ума даже нынешнему белорусскому руководству.
А утверждение, что белорусы «присваивают общую историю» – извините, это какоеьто недоразумение. Так если история «общая» (с этим не поспоришь), как ее можно «присваивать»? Ведь «общая», значит – и для одних, и для других «своя».
Слава Богу, что после восстановления независимости в 1990 году в белорусских школах перестали навязывать мысль, что белорусы всего лишь разновидность русских, и начали преподавать теорию, которая похожа на правду, что как народ они формировались, проживая в одном государстве с литовцами. Белорусы на свою историю начали смотреть не из Кремля, а со своей колокольни. Однако только самые радикальные версии истории Беларуси, которые не вошли в школьную программу, объявляют ВКЛ исключительно «белорусским государством».
Интересно, как, по мнению Мите, белорусы и украинцы должны реагировать на трактовку «общей» истории ВКЛ в литовских учебниках? Как на «присвоение» или на «территориальные претензии» до самого Черного моря?
Не собираюсь и уж точно не пропагандирую споры из серии «чей Вильнюс», «ВКЛ», чей «Мицкевич». Боюсь, что те, кто до сих пор ставят этот примитивный вопрос, не осознают весь масштаб личностей, много сделавших для Вильнюса, ВКЛ.
Что бы ни было в прошлом, никому сегодня и в голову не придет протестовать против того, что Вильнюс принадлежит Литве. И точка.
А сейчас лучше воздержаться от лжи об и без того сложных отношениях Литвы и Беларуси. Давайте четко разделять нынешнюю, к сожалению, по-прежнему антидемократическую власть в соседней стране от жителей этой страны. Белорусам на протяжении многих лет не предоставляют возможность выразить свое мнение на выборах, что они об этой власти думают, а бороться за эту возможность они, увы, еще не научились (а много ли литовцев научились противиться диктату, например, работодателя?)
Литовцам и белорусам необходима солидарность – историческая, гражданская, духовная, которая поможет наладить отношения с будущей демократической Беларусью. К счастью, белорусов нельзя обвинить во враждебном отношении к литовцам и Литве. Поэтому прошу воздержаться от соблазна «по случаю» и без какого-либо основания пинать соседей.