Российский Центробанк может оказаться вынужденным пойти в будущем году на укрепление рубля, поскольку рост цен на сырьевые товары становится все сильнее, а руководители страны не в состоянии противостоять повышению курса российской валюты, когда потребительский спрос все больше влияет на принятие банковских решений.
Власти "постараются сделать все возможное для сглаживания процесса роста валютного курса, но плыть против течения очень трудно", говорит парижский аналитик по развивающимся рынкам Гийом Треска (Guillaume Tresca), работающий в инвестиционно-банковском подразделении Calyon компании Credit Agricole SA. "Приток капитала очень значителен", - добавляет он.
Представители властей ранее говорили о том, что будут сдерживать укрепление рубля, а премьер-министр Владимир Путин заявлял, что его правительство не допустит чрезмерного укрепления российской валюты в условиях, когда экспортеры с трудом восстанавливают позиции на фоне общемирового оживления в торговле. Тем не менее, усилия, прикладываемые для сдерживания укрепления рубля, могут оказаться "непродуктивными", предупредил 12 ноября Международный валютный фонд, добавив при этом, что "основополагающие факторы" оправдывают такое укрепление.
Это может вызвать снижение инфляции и усиление покупательской способности на внутреннем рынке, который так пока и не оправился от рекордного спада во втором квартале, составившего 10,9 процента. С апреля Центробанк восемь раз снижал банковские ставки, доведя их до рекордно низкого показателя в 9,5 процента. Однако такими мерами все равно не удалось активизировать потребительское кредитование, поскольку банки неохотно дают кредиты, опасаясь невозврата по долгам.
"Более высокий курс может на самом деле оказаться более выгодным, поскольку увеличатся доходы, попадающие людям в карман", - заявил в интервью по телефону главный экономист московского отделения UBS AG Клеменс Графе (Clemens Grafe).
Последствия для потребителя
Нефть марки Urals в этом году выросла в цене на 86 процентов, и вчера баррель такой нефти стоил 77,72 доллара. На долю энергоресурсов в России приходится около 70 процентов экспортных поступлений.
Когда промышленные компании начали сокращать рабочие места, когда иссякло кредитование, а доходы в условиях экономического спада снизились, потребители в этой самой крупной в мире стране по объемам добычи энергоресурсов урезали расходы на продукты питания и бытовые товары.
В октябре Банк России купил валюты на сумму 15,2 миллиарда долларов и 485 миллионов евро. Это самые крупные валютные закупки с мая месяца. В этом месяце в целях сдерживания роста рубля банк приобрел 5 с лишним миллиардов долларов.
В начале сегодняшних торгов в Москве курс российской валюты по отношению к евро и доллару мало изменился. Рубль по отношению к созданной Центробанком бивалютной корзине стоил 35.0490. Это самая сильная его позиция с 23 декабря.
В октябре рубль прибавил по отношению к доллару 3,4% (такое повышение наблюдается второй месяц подряд), а с начала ноября вырос в отношении американской валюты более чем на 1%.
Центральный банк заявил 29 октября, что в условиях, когда регуляторы пытаются остановить спекулятивные потоки валюты, подрывающие стабильность рубля, он также будет использовать банковские ставки для снижения "привлекательности краткосрочных инвестиций в российские активы и прекращения накопления рисков".
Краткосрочные спекулятивные операции
Как инструмент краткосрочной спекуляции валютными активами, в рамках которой инвесторы заимствуют средства в стране с низкими процентными ставками, а затем вкладывают их там, где такие ставки выше, рубль по-прежнему привлекателен. Об этом говорит главный экономист московской инвестиционной компании "Атон" Питер Уэстин (Peter Westin).
В более долгосрочной перспективе банк будет проявлять растущее нежелание соглашаться с укреплением рубля, и такая тенденция противоречит недавним заявлениям.
Руководство вполне "устраивает такое направление движения, но ему не очень нравятся темпы" укрепления рубля, говорит лондонский экономист Иван Чакаров (Ivan Tchakarov) из Nomura Holdings Inc. "Взгляды на перспективы роста рубля на следующий год умеренно позитивные", - отмечает он.
Повышение курса рубля внесло свой вклад в замедление роста цен. Темпы инфляционного роста в октябре снизились с 10,7 до 9,7 процента. Это самый лучший показатель за два с лишним года.
"Пока Центробанк в своей стратегии главное внимание уделяет инфляции, - говорит Треска, - инфляция снижается, и поэтому у Центробанка появляется вполне достаточно пространства для маневра с понижением ставок".
Дефолт 1998 года
Когда Россия в последний раз выходила из кризиса после дефолта 1998 года, средний уровень заработной платы вырос в шесть раз, а среднегодовые темпы роста экономики составляли почти 7 процентов в год. На долю внутреннего потребления приходится примерно 65 процентов ВВП, а в этом показателе доля населения составляет 42 процента.
С августа прошлого года по январь курс рубля упал на 35 процентов по отношению к доллару, что привело к росту цен на импорт, на долю которого приходится 49 процентов продаваемых в России потребительских товаров. Это прошлогодние оценки правительства.
Поддержка отечественной экономики может оказаться более насущной задачей, нежели поддержка экспортеров. По данным UniCredit SpA, российский средний класс в текущем году сократится почти наполовину. Согласно этим же данным, количество людей с чистым доходом более 1000 долларов в месяц в этом году сократится на 48 процентов и составит 13,6 миллиона человек, или примерно 9,6 процента населения страны.
Распределение доходов
"Скромный" экономический подъём во второй половине 2009 года "вряд ли окажет существенное воздействие на социальные показатели", заявил на прошлой неделе Всемирный банк.
Согласно оценкам Всемирного банка, с уменьшением "сезонных факторов" уровень безработицы, составивший в сентябре 7,6 процента, вырастет до 9 процентов. А для того, чтобы количество россиян, живущих за чертой бедности, упало до предкризисного уровня, может понадобиться три года. Реальные доходы "могут и дальше снижаться", отмечает банк.
По данным доклада Всемирного банка, к концу года численность населения, ежемесячный доход которого ниже 169 долларов, может составить 17,7 процента, или около 24 миллионов человек.
"Чего действительно следует ждать, так это роста внутреннего спроса, в том числе, в сфере услуг и в строительном секторе", - отмечает Графе.