Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Обзор СМИ Армении (18.11)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Перспектива открытия армяно-турецкой границы увеличивает вероятность ввода в эксплуатацию КПП «Верхний Ларс» на грузино-российской границе.

Перспектива открытия армяно-турецкой границы увеличивает вероятность ввода в эксплуатацию КПП «Верхний Ларс» на грузино-российской границе, пишет газета «Айоц ашхар». Несмотря на то, что Грузия не заявляет открыто, что открытие армяно-турецкой границы не вытекает из ее интересов, тем не менее, однозначно, что это так. Об этом свидетельствуют и активность, проявляемая в последнее время этой страной в вопросе открытия пропускного пункта «Верхний Ларс». Если ранее Грузия связывала открытие пропускного пункта с предоставлением некоторых привилегий, выдвигая свои предварительные условия, то сейчас, кажется, отказалась от них вообще, осознавая, что в случае открытия армяно-турецкой границы, интерес армянской стороны к открытию этого пункта значительно ослабнет. Совет безопасности Грузии решил открыть пропускной пункт Ларса без каких-либо предусловий. Этот шаг Михаил Саакашвили аргументировал тем, что Грузия стоит перед опасностью потери своего транзитного потенциала для стран региона. Естественно, обеспокоенность напрямую связана с возможным открытием армяно-турецкой границы. Не случайно, что пропускной пункт Верхний Ларс закрыт уже несколько лет, он не был введен в эксплуатацию даже после ремонта, однако до сих пор президент Грузии не выступал с подобными заявлениями, прекрасно зная, что все равно, от простоя этого пункта его страна не несет больших потерь, отмечает издание.

«Мы продолжаем оставаться сторонником мирного урегулирования карабахского конфликта. А азербайджанцам хочется напомнить, что они однажды уже попытались силой захватить Нагорный Карабах. Чем это закончилось, мы все помним», - заявил газете «Аравот» пресс-секретарь правящей Республиканской партии Армении и депутат парламента Эдуард Шармазанов, комментируя заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева о силовом решении нагорно-карабахского конфликта.

«Не думаю, что армяно-турецкие развития имеют прямую связь с урегулированием азербайджано-карабахского конфликта. Правда, Турция всячески пытается быть вовлеченной в этот процесс, однако это не означает, что эта страна, к примеру, может стать посредником в урегулировании», - заявил начальник главного информационного управления аппарата президента Нагорного Карабаха Давид Бабаян в интервью газете «Иравунк». Что касается возможности возобновления боевых действий, то по его словам, конечно, такая возможность всегда существует, однако в ближайшем будущем вероятность подобного развития ничтожно мала. «Хотя Азербайджан постоянно заявляет о том, что вооружается и тому подобное, хочу отметить, что и Нагорный Карабах не стоит на месте. У нас есть состоявшееся государство, армия. У нас есть возможность в любое время перенести боевые действия вглубь Азербайджана», - заявил Бабаян. Он также отметил, что попытки Турции утвердиться на Южном Кавказе могут привести к активизации курдского движения внутри страны и ослаблению Турции.

Подписание армяно-турецких протоколов и последующая их ратификация будут способствовать не повышению роли Турции, а сохранению хотя бы части ее влияния в регионе, заявил в интервью газете «Республика Армения» директор Института востоковедения Национальной Академии наук РА Рубен Сафрастян. После русско-грузинского конфликта в августе 2008 г. роль Турции в регионе значительно уменьшилась в связи с ослаблением геополитического фактора Грузии, на которую в какой-то степени делали ставку и турки. Так что, открытие армяно-турецкой границы в результате всего этого процесса исходит из интересов не только Армении, но и Турции, которая получает возможность через действующую железную дорогу хоть в какой-то степени сохранить свое влияние. Россия, по мнению Сафрастяна, пусть и пассивно, тоже была заинтересована в открытии армяно-турецкой границы. Это связано с тем, что Россия имеет довольно большие экономические интересы в Армении и в регионе, и открытие армяно-турецкой границы будет способствовать продвижению этих интересов. В том числе и продвижению активизировавшегося в последний год, в частности, после визита главы РФ Дмитрия Медведева в Каир, интереса России к региону Ближнего Востока. Эксперт не считает возможным геополитический русско-турецкий альянс. «На самом деле в геостратегическом плане интересы России и Турции, мягко говоря, не вполне совпадают, а в ряде случаев напрямую входят в конфликт», - сказал Сафрастян.

В частности, речь идет о Южном Кавказе. Такие категории, как геополитическое влияние, и сегодня не потеряли актуальность. А Южный Кавказ испокон веков являлся яблоком раздора между Турцией и Россией. Так что, по уровню и направленности геостратегических интересов Россия и Турция остаются соперниками, в частности, в нашем регионе. Но происходит сближение на экономической основе, сотрудничество в сфере энергетики на основе сугубо прагматических экономических интересов. В этом процессе, по мнению эксперта, Россия заинтересована, как говорил Д.Медведев, вести более прагматичную внешнюю политику, основывающуюся, как он сформулировал, на том, чтобы внешняя политика способствовала повышению уровня жизни граждан России. Так что, экономическая составляющая политики России в нашем регионе и в русско-турецких отношениях довольно большая и будет возрастать. Вместе с тем, Сафрастян все-таки считает, что чисто традиционно геополитическая составляющая, которая основывается на понятиях геополитического влияния и баланса сил, остается.

Газета «Чоррорд инкнишханутюн» считает, что сегодня на политической арене Армении сформировались четыре основные ветви. Есть президент Серж Саргсян, сверхзадачей которого, по мнению газеты, является получение поддержки Запада, причем, любой ценой. Есть оппозиционные ему пророссийские силы (Ваан Ширханян, Арам Карапетян, Вагаршак Арутюнян), которые крайне негативно отзываются о политике Саргсяна, но, вместе с тем, неоднозначно относятся и к Армянскому национальному конгрессу (АНК) Левона Тер-Петросяна. Есть дашнаки, которые изначально воспринимают политику как бизнес (и, поскольку сегодня их финансирует диаспора, то ее интересы они сегодня и представляют). И есть АНК, который пытается представлять интересы Армении. Подходы этих четырех сил в важнейших для страны вопросах резко отличаются друг от друга, но очевидно одно – эти силы могут время от времени сотрудничать между собой, ссориться друг с другом и так далее. Смотря, что в данный момент потребуют их заказчики. И лишь у АНК нет необходимости ввязываться в такие игры - по исключительно одной причине: у него нет заказчика. Все это говорится потому, что на политическом поле Армении происходят серьезные процессы, и люди должны иметь возможность принять верное решение.