Опубликованная 10 ноября статья Александроса Петерсена (Alexandros Petersen) под названием «Трубопровод Молотова-Риббентропа» (“The Molotov-Ribbentrop Pipeline”) является предвзятой, вводящей в заблуждение и ошибочной в нескольких ключевых пунктах.
Господину Петерсену очень полюбился тезис о том, что трубопровод Nord Stream создается якобы для того, чтобы обойти Польшу и Восточную Европу. Это совершенно не верно. Истинная цель этого трубопровода состоит в том, чтобы получить новый северный маршрут, связывающий крупнейшие месторождения природного газа (Россия) напрямую с крупнейшим рынком (Европейский Союз) в дополнение к тем объемам голубого топлива, которое Россия уже поставляет в ЕС. Nord Stream не является «частью закрытого соглашения между Москвой и Берлином». Nord Stream – это консорциум крупнейших энергетических компаний, инвестирующих свои средства для получения соответствующей прибыли. В 2000 году Nord Stream был включен в Трансъевропейскую энергетическую сеть (TEN-E) Европейского Союза. В 2006 году ЕС объявил Nord Stream «проектом европейского интереса».
Этот проект начали разрабатывать много лет назад. В конце 1990-х годов финско-российский консорциум North Transgas Oy подготовил технико-экономические обоснование проекта с вариантами наземного и морского маршрутов для транспортировки природного газа в Европу.
Однако финский партнер вышел из этого проекта, и тогда Газпром предложил эту долю немецким компаниям, с которыми Газпром ранее сотрудничал – E.ON Ruhrgas и BASF Wintershall. Вместе эти три компании образовали консорциум для планирования, строительства и оперативного управления трубопроводом, который свяжет Россию с энергетической сетью ЕС для последующей транспортировки газа в другие государства Евросоюза.
В 2008 году крупнейшая голландская компания Gasunie вступила в консорциум, а крупнейшая французская энергетическая компания ведет в настоящее время переговоры о вступлении в этот консорциум.
Nord Stream будут снабжать природным газом не только Германию. С его помощью газ будет поставляться потребителям во многих странах Европы, в том числе в Данию, Чешскую Республику, Голландию, Бельгию, Соединенное Королевство и Францию. Уже подписаны долгосрочные контракты на поставку газа.
Nord Stream не конкурирует ни с одним из новых трубопроводов , которые планируется построить в так называемом «южном коридоре» Европы. Это будет новый северный маршрут, призванный обслуживать Северную Европу. Все три трубопровода будут нужны, если ЕС собирается обеспечить свою энергетическую безопасность и добиться поставленных целей в области защиты климата.
Замечание автора статьи о североевропейских странах, «тормозящих» одобрение проекта за счет привлечения внимания к «озабоченности по поводу состояния окружающей среды, что было интерпретировано многими как беспокойство по поводу геополитических последствий», свидетельствует о прискорбном непонимании процессов планирования таких крупных инфраструктурных проектов.
Важнейшей задачей в рамках этого проекта было определение безопасного и приемлемого с экологической точки зрения маршрута для трубопровода протяженностью 750 миль, который будет проложен по дну Балтийского моря. При этом инвестиции консорциума Nord Stream в изучение вариантов маршрутов и экологических проблем, включая затраты на консультации с правительствами, экспертами, акционерами и общественностью во всех девяти странах региона Балтийского моря составили около 100 миллионов евро.
С 2006 года это сложный процесс проводился в соответствии с различными требованиями пяти стран, в территориальных водах которых будет проходить этот трубопровод. Речь идет о России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии, а также Эстонии, Латвии, Литвы и Польши, и это было сделано в соответствии с Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) ООН. Не было никаких задержек. Разрешения, предоставленные Данией, Швецией и Финляндией вполне укладывались в запланированный график.
Автор также ошибается, когда он говорит о том, что маршрут наземного трубопровода для поставок природного газа с севера России был бы более дешевым. В сравнении с существующими наземными маршрутами строительство и эксплуатация трубопровода Nord Stream в течение всего срока его службы будет на 25 процентов дешевле.
Какими бы ни были геополитические последствия такого успешного сотрудничества между ЕС и Россией, следует признать, что Nord Stream создавался и действует как чисто коммерческая организация. Контракты на поставку заключаются на чисто коммерческих основаниях после проведения соответствующих тендеров.
Ульрих Лиссек - директор по связям с общественностью Nord Stream AG
Цуг (Zug), Швейцария