Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Обращайтесь с Украиной как с европейской демократией

© коллаж ИноСМИукраина ес
украина ес
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По мере того, как Украина приближается к, вероятно, свободным и справедливым президентским выборам, которые пройдут в начале 2010 года, ее демократия крепчает, а сама она все дальше отходит от российской траектории. С Украиной нужно обращаться как с европейской демократией.

По мере того, как Украина приближается к, вероятно, свободным и справедливым президентским выборам, которые пройдут в начале 2010 года, ее демократия крепчает, а сама она все дальше отходит от российской траектории. С Украиной нужно обращаться как с европейской демократией. От того, как ЕС обращается с густонаселенной и стратегически расположенной Украиной, будет зависеть будущее Европы. К действительности нужно повернуться лицом, а не допускать ошибки, как в случае с Турцией.


Демократическое развитие Украины идет медленно, но верно. Украина укрепляет недавнюю практику свободных и справедливых выборов и разрешает открытые дебаты. Телеканалы с большей готовностью транслируют оппозиционные взгляды, чем те, что работают в России или Италии.


Основные кандидаты на пост президента выступают на центристской платформе, и не являются ни пророссийскими, ни прозападными экстремистами. Пять лет назад Москва поддерживала Виктора Януковича, что стало для него губительным фактором в некоторых областях Украины. Он проиграл выборы после мирной Оранжевой революции. Сегодня Янукович продвигает нейтралитет и торговлю с Европой. Премьер-министр Юлия Тимошенко занимает позицию между Януковичем и громогласно прозападным президентом Виктором Ющенко. Янукович и Тимошенко, скорее всего, наберут наибольшее количество голосов на январских выборах, и встретятся во втором круге голосования в феврале.


Несмотря на пререкания в руководстве и частые тупики, в которые попадает центральное правительство, Украина остается политически стабильной и социально терпимой страной. Хотя рейтинг одобрения Ющенко гораздо ниже 10 процентов, украинцы терпеливо ждут и готовятся к назначенным на 17 января президентским выборам. Столь же непопулярный лидер в России мог бы столкнуться с дворцовым заговором, как это произошло с советским президентом Михаилом Горбачевым в 1991 года. Или, как в Грузии, столкнулся бы с мирными уличными протестами, и его заставили бы отказаться от власти, как это произошло с президентом Эдуардом Шеварднадзе в 2003 году.


Экономические вызовы


Помимо необходимости восстановиться после серьезного спада, Украина стоит лицом к лицу с крупными экономическими проблемами. Сельскохозяйственные угодья, богатейший чернозем континента, еще не полностью приватизированы. Внутренние цены на энергоресурсы гораздо ниже международного уровня, что приводит к огромным лишним тратам. Удушающая коррупция мертвым весом висит на экономике. В индексе восприятия коррупции организации Transparency International за 2009 год - в котором 1 обозначает “не коррумпированный”, а 5 “очень коррумпированный” - Украина получила оценку в 4,3, что выше, чем 3,9 балла, полученные Россией, и 3,7 балла, полученные Италией.  


Тем не менее, у Украины есть поводы для прогресса. Как замечает в своей проницательной новой книге “Как Украина стала рыночной экономикой и демократией” Андерс Аслунд (Anders Adlund), цены и торговля на Украине в основном свободны. С 2000 по 2007 год ВВП в   текущих ценах рос в среднем на 24 процента в год. Этот рост шел, в основном, со стороны частных предприятий, чья доля в общем уровне производства составляет более 60 процентов.


Украине срочно требуется ограничить бюджетные расходы в обмен на дополнительную поддержку МВФ, призванную помочь ей восстановиться после кризиса. К сожалению, парламент недавно принял, а президент Ющенко подписал безответственный с бюджетной точки зрения законопроект, повышающий уровень минимальной оплаты труда и пенсии. Этот шаг ставит под угрозу следующий транш столь необходимого Украине кредита МВФ.


Демократический переход


Украинский переход к демократии будет и дальше сталкиваться с давлением. Недавно проведенное исследовательским центром Pew в 14 странах Центральной и Восточной Европы исследование под названием Global Attitudes Project обнаружило, что Украина - это единственная страна, где число неодобряющих переход к мультипартийной системе и рыночной экономике людей превысило число одобряющих. В 1991 году 71 процента украинцев одобряли переход к демократии, в то время как сегодня эта цифра составляет всего 30 процентов.


Таким образом, президентские выборы могут стать жизненно важным для будущего Украины моментом. Если следующий президент и парламент будут сотрудничать, чтобы ускорить реформы, Украина станет более крепкой демократией и локомотивом устойчивого экономического роста. Если же нет, то Украина может не устоять перед авторитаризмом. Это сделает эту страну еще более нестабильной, и оставит ее в подвешенном состоянии с уменьшившейся поддержкой Запада и более уязвимой принуждению со стороны России.  


Украинцы расходятся во мнениях по поводу присоединения к НАТО, но объединены своим желанием быть европейцами. В индустриализованных восточных областях живут почти 10 миллионов этнических русских, но они никогда не голосовали за отделение от Украины или присоединение к России. Большинство связаны с Россией родственными узами, но, похоже, предпочитают жить в более свободной Украине.


Украина развивает многообещающую региональную сеть поддержки. Она продала оружие Грузии, когда той угрожала Россия. Украина стала неофициальным лидером шести стран, ведущих переговоры с ЕС в рамках его Восточного партнерства. Другие страны в этой группе - это Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия и Молдова.


Украина расширяет демократический разлом с Россией. Она также обгоняет Грузию, с которой ее группировали в одно целое, как одну из реформирующихся бывших советских республик. В Грузии вновь ограничивают свободную прессу, а руководство страны ведет себя авторитарно, что должно заставить НАТО и ЕС разделить эти две страны при рассмотрении их заявок на членство.


НАТО и ЕС


Что же на практике означает “обращаться с Украиной как с европейской демократией”?


Во-первых, ЕС должен предложить Украине план для ее потенциального вступления и завершить многообещающие переговоры по поводу соглашения о свободной торговле. Тот факт, что Украина не понимает, что ждет ее в будущем, дестабилизирует ее внутреннюю политику. Через два десятилетия ее экономика может стать одной из крупнейших в Евросоюзе, который является крупнейшим торговым партнером и источником финансирования для Украины.


Во-вторых, НАТО должно ясно дать понять, что Украина практически готова к принятию, и может присоединиться, когда в стране будет выработан консенсус по этому поводу. Вооруженные силы Украины уже достаточно реформированы, и страна уже вносит свой вклад в НАТО.


В-третьих, беспокойство по поводу Крыма не должно мешать вступлению Украины в НАТО или ЕС. Кремль искуственным образом разжег в Крыму две ситуации - одна касается будущего Черноморского флота, базирующегося в Севастополе, а другая - беспокойства этнического русского населения, которое составляет большинство жителей полуострова. Требование президента Ющенко, чтобы флот покинул свою базу после окончания срока аренды в 2017 году, не помогло ситуации. Следующий президент должен попытаться найти практичное решение проблемы флота, часть которого рушится или переедет на восток. Крым - это не Абхазия. Киев сделал ключевые шаги в сторону терпимости в Крыму и должен сделать еще. Посольства США и европейских стран в Киеве должны усилить работу с населением, открыв консульства в Крыму.


В-четвертых, Европа и Америка должны поощрять усилия нового президента и парламента по ускорению реформ, особенно в том, что касается децентрализации власти. Единственный способ, которым Украина сможет стать полностью европейской страной - это через всеобъемлющие реформы, каких бы политически болезненных решений они не требовали. Связи Украины с Европой и Америкой являются жизненно важным якорем, который может усилить уверенность, необходимую для принятия подобных решений.


Уильям Кортни был послом США в Казахстане и Грузии, а сейчас является старшим директором администрации Совета США по национальной безопасности, отвечающим за Россию, Украину и Евразию. Денис Корбой - директор Института кавказской политики в лондонском Кингс-колледже, и был послом Европейской комиссии в Грузии и Армении.