16 ноября Азербайджан и Турция открыли новый раунд переговоров вокруг закупочных цен на энергоносители на фоне похолодания в дипломатических отношениях двух стран. Последние соглашения о поставках газа в Болгарию, Иран и Россию дают основание полагать, что Баку рассматривает альтернативные экспортные варианты как средство оказать нажим на Анкару и вынудить ее пойти на значительное повышение закупочных цен на азербайджанский газ.
Баку и Анкара не могут договориться о взаимоприемлемой цене на газ, хотя переговоры ведутся с апреля 2008 года. Азербайджан заявляет, что установленная в 2001 году цена в 120 долларов за тыс. кубометров газа, которую платит сейчас Анкара, на 30 процентов ниже международных расценок и не соответствует новым объемам газа, который планируется добывать на второй стадии освоения азербайджанского месторождения Шах-Дениз. Баку добивается удвоения цены, которую ныне платит Анкара – до 250 долларов за тыс. куб.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил в октябре, что поскольку переговоры с Анкарой зашли в тупик, Баку рассмотрит альтернативные экспортные варианты, включая продажу газа России, Ирану и Болгарии.
С тех пор были заключены договоры на поставку газа со всеми тремя вышеуказанными партнерами. 13 ноября президент Алиев дал добро на поставку миллиарда кубометров газа в Болгарию в период с 2011 по 2012 гг.. Данное соглашение также предусматривает поставку в эту страну сжиженного газа в обход традиционного маршрута данного вида продукции в страны Европы по трубопроводу транзитом по территории Грузии и Турции.
За два дня до соглашения с Болгарией Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) договорилась поставлять "не менее 500 млн. кубометров" газа в Иран начиная с 2010 года. Конкретные объемы будут зависеть от трубопроводной инфраструктуры, отметил президент ГНКАР Ровнаг Абдуллаев. Ожидается, что соответствующее соглашение будет подписано к концу текущего года.
А в октябре ГНКАР подписала соглашение с компанией "Газпром" о ежегодных поставках того же объема газа в Россию в период с 2010 по 2014 гг. Информация о ценах не публиковалась, но Алиев назвал ее "взаимовыгодной".
На взгляд бакинского эксперта по политическим вопросам Расима Мусабекова, если Турция и Азербайджан в скором времени не урегулируют свои ценовые разногласия, объемы транспортируемого газа в Россию и Иран могут увеличиться. Баку также может выйти с предложением о поставках газа в Европу в обход турецких трубопроводов – например, танкерами по Черному морю из грузинских портов. В конечном итоге Азербайджан может отказаться от своего обещания поставлять в трубопровод "Набукко" газ, добываемый на второй стадии освоения месторождения Шах-Дениз, полагает Мусабеков.
"Четких условий по "Набукко" до сих пор нет. В любом случае, азербайджанское правительство не чувствует никаких политических дивидендов от поддержки "Набукко"", – отмечает аналитик.
На состоявшейся 14 ноября пресс-конференции глава минэнерго Азербайджана Натик Алиев заявил, что экспорт газа в страны Европы на второй стадии освоения месторождения Шах-Дениз является "для правительства одним из приоритетов".
В своем интервью от 29 октября телеканалу CNN Turk министр энергетики Турции Танер Йылдыз заявил, что цена, которую Турция платит за газ с месторождения Шах-Дениз, обсуждается в рамках пакета договоренностей о транзитных расценках за азербайджанский газ, поставляемый в страны Европы по турецким трубопроводам. Анкара предложила Баку платить "вполне конкурентную" цену в 2 доллара 36 центов за каждые сто километров прокачки тысячи кубометров азербайджанского газа по турецкой территории – на 24 цента ниже российского тарифа за аналогичное расстояние, заявил министр.
По мнению эксперта по энергетическим вопросам Ильхама Шабана, предлагаемые Турцией тарифы действительно являются конкурентоспособными. Анкара в этом случае получит 23 доллара 60 центов за прокачку тысячи кубометров газа на расстояние в тысячу километров по территории Турции в европейские страны. Следовательно, предложенная более низкая цена за азербайджанский газ (200 долларов за тыс. куб. против европейской цены в 250 долларов за тыс. куб.) "должна быть приемлемой для Баку", считает Шабан.
Урегулированию разногласий, возникших между двумя давними союзниками по вопросу закупочных цен, мешает охлаждение в дипломатических отношениях между ними. Подписание 10 октября протоколов о нормализации отношений между Турцией и недругом Азербайджана, Арменией, заставило Баку занервничать. Инцидент с турецким запретом на вывешивание азербайджанского флага на матче отборочного турнира чемпионата мира по футболу, на котором присутствовал президент Армении Серж Саргсян, и снятие Азербайджаном турецких флагов на одном из бакинских захоронений способствовали дальнейшему обострению отношений. С тех пор все флаги были возвращены на прежние места, но обстановка подозрительности сохраняется.
"В ситуации, когда Баку не чувствует решительной политической поддержки со стороны Турции, почему Азербайджан должен … субсидировать турецкую экономику, поставляя этой стране дешевый газ, хотя уровень жизни в Турции по крайней мере вдвое выше, чем в Азербайджане?" – задается вопросом Мусабеков. [От редактора: Расим Мусабеков является членом правления бакинского Института "Открытое Общество" – Азербайджан. EurasiaNet.org функционирует по эгидой нью-йоркского Института "Открытое Общество"].
Эксперт Ильхам Шабан разделяет мнение, что за газовыми разногласиями стоит политика. Недовольство Турцией и Западом в связи с их вялой поддержкой Азербайджана в конфликте вокруг Нагорного Карабаха негативно влияет на прозападные настроения в Баку. В результате, подчеркивает эксперт, азербайджанские стратеги "склоняются к углублению газового сотрудничества с Россией, Ираном и странами Восточной Европы".
Как сказал EurasiaNet источник, пожелавший остаться неназванным, конфликт с Анкарой по вопросу газовых тарифов начался "намного раньше" недавних политических разногласий вокруг Армении и флагов.
По словам одного лондонского консультанта по энергетическим вопросам, значение газового сотрудничества с Турцией перевешивает любые "недобрые чувства" между двумя странами по политическим вопросам. "В итоге, я уверен в этом, они все же придут к соглашению касательно газового транзита и тарифов, – говорит Лоран Русекас. – Просто это слишком важно для обеих сторон в стратегическом плане".
Мусабеков разделяет такой взгляд на предмет: Россия и Иран не располагают возможностями для прокачки по своим трубопроводам 6,5 миллиардов кубометров газа, поставляемых ежегодно в Турцию с месторождения Шах-Дениз. А это означает, что у Баку будут оставаться нереализованные излишки. "В конченом итоге соглашение будет достигнуто, – прогнозирует он. – Баку просто не может прекратить поставлять газ в Турцию".