Я уже несколько месяцев нахожусь в Америке по гранту Йельского университета, и меня очень часто спрашивают о России. Только вот вопрос мне задают один и тот же: Каковы отношения между Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым?
Если таксист узнает, что я из России, он тут же спрашивает: «Слушай, ну так кто же в России главный?» Университетский профессор начинает с вежливого разговора о погоде, но вскоре и он переходит к главному вопросу: «Как, по-вашему, развиваются отношения между премьер-министром и президентом?»
Я встречался с американскими конгрессменами лишь три раза, но каждый не преминул задать мне Вопрос. Самые внимательные наблюдатели за ситуацией в России задают его более утонченно: «Как так получается, что два ваших лидера говорят противоположные вещи, но нет никаких признаков конфликта между ними, по крайней мере, на поверхности?»
Обычно я стараюсь избегать этого вопроса, и говорю людям, что если кто-то утверждает, что у него есть точный ответ, особенно если он основан на «инсайдерской информации», не верьте этому человеку. Единственные люди, которые знают, что происходит, это Путин и Медведев.
Но мне так часто задают этот вопрос, что я решил собрать воедино некоторые очевидные факты и предложить некоторые выводы. Для Владимира Путина и Дмитрия Медведева российские граждане – не избиратели. Они – аудитория.
Российские лидеры расчистили политическое поле от любых мало-мальски серьезных соперников. Они не особенно беспокоятся о каких-либо выборах. Они стремятся к другой легитимности. Они наблюдают за тем, как люди реагируют на новости, на телевизор и на их публичные выступления. Они вбрасывают послание, идею, образ, и ждут, чтобы увидеть, как отреагирует аудитория. Те вопросы, которые привлекают к себе внимание общественности и выставляют лидера в благоприятном свете, остаются на повестке дня. Это – выигрышные вопросы. Проигравшие вопросы убираются с повестки дня.
Ключевое различие между г-ном Путиным и г-ном Медведевым состоит в том, что они обращаются к разным аудиториям.
Аудитория г-на Путина в основном состоит из людей с низким или среднем уровнем доходов, чьи зарплаты и пенсии зависят от правительства. В этой аудитории хорошо представлены люди среднего и старшего возраста – люди, которые большую часть своей жизни прожили как граждане великой державы. Большинство из них регулярно смотрят телевизор.
Аудитория г-на Медведева состоит из людей со средними заработками и доходами выше среднего. Они живут в городах, путешествуют за границу, и их доходы не зависят от правительства. В этой группе хорошо представлены двадцатилетние и тридцатилетние. Они не представляют себе жизнь без рыночной экономики или современной технологии. Многие из них не смотрят телевизор, но постоянно используют Интернет.
Еще одной важной частью аудитории г-на Медведева является международное сообщество. Президент Медведев работает «на экспорт»; речи премьер-министра Путина, даже когда он выступает за рубежом, предназначены для внутреннего потребления.
Это очень грубое разделение. Две группы пересекаются. В аудитории г-на Медведева есть люди старшего поколения, а в аудитории г-на Путина есть молодежь. Отсюда и расхождение в заявлениях г-на Медведева и г-на Путина по многим вопросам – эта разница может казаться политической, но на самом деле она – тактическая.
По той же самой причине, между этими двумя не существует настоящего конфликта. По крайней мере, управляющие «дуумвирата» ничего такого не предусматривали.
Постепенная реабилитация Сталина в роли «эффективного менеджера», переписывание учебников для включения благоприятных отзывов о правлении Сталина, разговоры о необходимости гордиться историей страны – все это направлено на большинство г-на Путина.
Напротив, президент Медведев недавно заявил, что экономические достижения не могут быть использованы, чтобы оправдать политические репрессии, и что преступления Сталина должны быть осуждены. Г-н Медведев, конечно, говорил со своими избирателями, а не с избирателями г-на Путина.
Г-н Путин поддерживает государственные компании, государственные корпорации и просто большие компании, которые он считает стратегически важными. Он не раз занимал жесткую позицию по отношению к иностранным инвесторам. С другой стороны, г-н Медведев часто говорит о необходимости привлекать иностранные инвестиции и о создании благоприятного климата для западного капитала и технологий. В своем последнем обращении к Федеральному собранию он назвал государственные корпорации «безнадежными».
44-летний г-н Медведев отлично разбирается в современных технологиях, любит фотографировать, и завел бы аккаунт в социальных сетях вроде Facebook и Twitter, если бы не был публичной фигурой. Он – часть Интернет-поколения.
Взгляды г-на Путина и г-на Медведева могут казаться противоположными, потому что два политика стремятся умиротворить две разные социальные группы. Политика силы, гордость за всю историю России, жесткая позиция по отношению к иностранцам – все это выигрышные моменты из риторики г-на Путина. Понимание проблем страны и критичная позиция по отношению к роли государства в экономике – это выигрышные моменты риторики г-на Медведева.
Аудитория г-на Путина больше, также как и его ресурсная база. Именно поэтому г-н Путин делает гораздо больше, чем говорит, в то время как г-н Медведев говорит гораздо больше, чем делает. Роль г-на Медведева состоит в том, чтобы успокоить средний класс и успешных людей, разочарованных неэффективностью и коррупцией правительства. Но это не означает, что ему позволяется действовать в соответствии со своей повесткой дня. Ему позволено лишь озвучивать и рекламировать ее, что иногда приводит к критике президентства г-на Путина (что само по себе подвиг).
Почему? Аудитория г-на Медведева растет. Все больше и больше людей выражают недовольство коррупцией и недостаточно хорошей работой государственных служб. В то же время уровень проникновения Интернета в России растет со скоростью 18-20 процентов в год.
Г-н Путин прекрасно понимает это и поощряет г-на Медведева поднимать вопросы, постоянно обсуждающиеся в блогосфере и социальных сетях. Но г-н Путин знает, что его аудитория гораздо больше, и использует в качестве главного источника информации и мнений телевидение. Очень мало из того, что говорит г-н Медведев, имеет хоть какие-то шансы на исполнение. Ему доверен контроль над обсуждением, а не действия.
Заявления г-на Медведева находят во мне отклик. Но после стольких лет государственного пиара, сложно сказать, действительно ли он искренне верит в то, что говорит. Если все по-настоящему, то г-ну Медведеву еще предстоит доказать, что слова у него не расходятся с делом.
Максим Трудолюбов, редактор российской деловой газеты «Ведомости», стипендиат Йельского университета.