Украина снова в центре новостей, на сей раз, в связи с возникшей там паникой по поводу эпидемии гриппа, унесшей более трехсот человеческих жизней. Во других странах это просто проблема здравоохранения, но на Украине, где политика резко поляризована по культурным и региональным признакам, эпидемия стала очередным поводом для межпартийной склоки. Президент Виктор Ющенко активизирует словесную баталию с премьер-министром Юлией Тимошенко, которая когда-то была его союзницей, а теперь метит в президентское кресло. Выборы назначены на 17 января. Кандидаты, не теряя времени, используют критическую эпидемиологическую обстановку к собственной политической выгоде. Ющенко обвиняет Тимошенко в "преступной халатности", а Тимошенко устраивает фотосессии, позируя в хирургической маске.
Киевский политический цирк стал горьким укором смелым устремлениям американского внешнеполитического ведомства, которое когда-то возлагало большие надежды на эту вторую по размеру страну Европы. В 1997 году Збигнев Бжезинский (Zbigniew Brzezinski) назвал Украину одной из четырех геополитических "точек опоры", заявив, что ее судьба будет определять успех Америки в деле доминирования в глубинной части Евразии. В последующее десятилетие Вашингтон, прислушавшись к аргументам Бжезинского, предпринял целую серию попыток увести Украину из-под крыла России к членству в НАТО и Евросоюзе. "Оранжевая революция" 2004 года (во время которой симпатизирующий Западу Ющенко, пользуясь значительной поддержкой со стороны американских неправительственных организаций, одержал победу на выборах) положила начало беспрецедентному росту напряженности между Киевом и Москвой. Проявлением этой напряженности стала враждебная риторика, ежегодно возникающие кризисы с поставками газа, а также нервные разговоры о поддерживаемом Россией сепаратистском движении на стратегически важном для Украины Крымском полуострове.
Но в январе все это может закончиться. Исход выборов не ясен, но понятно одно: с Ющенко, рейтинг популярности которого составляет около 3 процентов, покончено. И кто бы ни стал следующим президентом Украины - фаворит гонки Виктор Янукович (Кремль отдает ему предпочтение, начиная с 2004 года) или коварный прагматик Тимошенко, отношения Украины с Россией обещают стать менее напряженными. Между двумя ведущими кандидатами существуют вполне реальные различия - Тимошенко больше симпатизирует националистически настроенным избирателям Украины, поддержавшим "оранжевую революцию", а Янукович является кандидатом от русскоязычного востока и юга страны. Однако по важнейшим международным проблемам, с которыми сталкивается Украина, у них существует примерное единодушие. Оба кандидата стремятся к сближению с Россией, к членству в ЕС, а также к конструктивным, но обязательно ограниченным трансатлантическим взаимоотношениям.
Несмотря на то, что Бжезинский в 2008 году был советником у тогда еще кандидата в президенты Барака Обамы, американский руководитель в первый год своего пребывания у власти не относится к Украине как к "точке опоры". В июле в Киеве побывал с визитом вице-президент Байден, но содержательного взаимодействия с украинским правительством за это время было очень мало. И хотя США номинально поддерживают идею расширения НАТО, это для них уже не приоритет. Ну и ладно: на самой Украине идея вступления в альянс никогда не пользовалась популярностью, а в России на это смотрят как на неприемлемую провокацию. Следовательно, эта идея противоречит цели Обамы по "перезагрузке" российско-американских отношений. И куда теперь?
Бжезинский был прав наполовину. Украина действительно является точкой опоры … для России. Для России Украина это военно-морская база, это газопроводы, стратегический буфер, защищенный от конкуренции рынок, место отдыха и момент национальной гордости. Если целью американской внешней политики является восстановить против себя Россию, то Украина крайне важна для успеха такой политики. Но администрация Обамы, кажется, искренне верит, что цель Америки не в этом, и в контексте сотрудничества с Россией американские интересы на Украине становятся гораздо менее очевидными.
Обама прав в том, что не рассматривает отношения с Россией как антагонистическую игру с нулевым исходом. Но Россия будет смотреть на них именно так, не обращая внимания ни на что. Возможно, Обама не собирается уступать Украину России, чтобы та попала в российскую сферу влияния; возможно, он даже не признает существования такой сферы. Но Москва обязательно будет воспринимать любое разобщение США и Украины как уступку. А в связи с этим иногда стоит и поступиться своим престижем.
Главный интерес Америки на Украине это ее стабильность. Каждый газовый спор между Москвой и Киевом вызывает досаду у союзников США в Европе; "горячая" война из-за Крыма приведет к параличу дипломатии на всем континенте; даже политизация проблемы эпидемии гриппа создает опасность для соседних стран, что недавно продемонстрировала Словакия, закрыв свою границу с Украиной.
В стране, где половина населения говорит по-русски, где около двух третей граждан выступают против членства в НАТО, а подавляющее большинство отвергает правление Ющенко, Соединенным Штатам надо вести себя осторожно и не путать прозападную политику с популярной демократической легитимностью. Сделав это, Вашингтон повторит ту трагическую ошибку, которую он допустил в 90-е годы в России, когда поддержал презираемого своим народом Бориса Ельцина.
В России Вашингтон посчитал, что демократия означает победу самого проамериканского кандидата. На Украине у него есть шанс поступить умнее. Америка должна налаживать контакты с любым кандидатом, который в январе будет избран президентом. Она должна укреплять и развивать самое позитивное наследие "оранжевой революции": свободу прессы, доступ к украинским рынкам и облегчение условий для зарубежных поездок. Безусловно, Украине, чья экономика в прошлом году сократилась более чем на треть, не повредит развитие деловых связей. Точно так же, перспектива вступления в ЕС соответствует ее коммерческим интересам и не создает ненужную угрозу для России. Но Вашингтон на всю обозримую перспективу должен тихо и спокойно отказаться от своей идеи включения Украины в НАТО, ибо этот план служит гарантией конфликта с Россией и политического паралича на самой Украине. Более ограниченные формы взаимодействия, например, создание совсем недавно совместной польско-литовско-украинской миротворческой бригады, дадут Вашингтону и его союзникам возможность для военного сотрудничества с Украиной, не вызывая при этом возмущение Москвы.
И наконец, политические руководители должны помнить, что объем украинского ВВП с 1991 года следовал точно за российским объемом ВВП, увеличиваясь и сокращаясь каждый год строго пропорционально. Входит или нет формально Украина в российскую сферу влияния, но она неотделима от своего самого большого соседа. И реально мыслящие политики в своих отношениях с Украиной должны принимать этот факт во внимание. Если российско-американские отношения обречены на враждебность, то Украина действительно может стать точкой опоры; но в контексте нынешней "перезагрузки" Украине лучше играть роль моста.
Дэвид Плотц учится в докторантуре университета Чикаго. Он стажер Никсоновского центра (Nixon Center).