Впервые всерьез разозлился: прочел новость о том, что президенту предложили пригласить на прием "простых, но достойных жителей Эстонии". Рассердило это маленькое "но".
Логика такая: если ты "непростой", то всякие "но" в отношении твоих достоинств как бы автоматически исключаются. Если у тебя висит в гардеробной под пленкой смокинг с регалиями, то ты уже по определению свят, чист и непорочен. Богат, красив, набожен, дня не можешь прожить, чтобы не занести в дневник три-четыре достойных дела. И ты, живя в особняке и имея регалии, а также порядком изношенный нимб, опять-таки, по определению, не имеешь пятен на своей репутации. Достоин по рождению, словно дворянин.
Оно у нас уже сложилось, собственное дворянство. Даже попадая на скамью подсудимых при содействии КаПо, эти новые бароны и князья получают смешные строки условно.
Мистера Ильвеса это касается в первую очередь. Безусловно, сам он весьма достойный. И жена Цезаря тоже вне подозрений.
Но вот приняли они такое юмористическое предложение — пригласить простых. Но — достойных. Вопрос: как они будут определять, кто достоин, а кто — нет? И что в их глазах есть достоинство? Наверное, журналистам просто захотелось повалять дурака, иначе таких предложений они бы не делали.
Это в Белом доме, за океаном, в президентской резиденции ходят экскурсии простых. Это там время от времени приглашают отобранных Секретной службой простых людей (люди не знают, что их просветили рентгеном проверок до седьмого колена).
Наш мистер президент, которого я уважаю по определению — он избран, значит, достоин, взяток не берет, аварий в пьяном виде не совершает, от акцента практически избавился, — итак, наш президент отбирать достойных не станет. Он "работает с документами". Как-то представили к награде какого-то судью, который выносил приговоры инакомыслящим во времена советской власти. А теперь верно служит власти новой.
Президент потом сокрушался, что не разглядел за личиной "достойного человека" затаившегося "врага-троцкиста-бухаринца, право-левого центриста и уклониста". Много шума, и — ничего.
Проворонили всякие комиссии и канцелярии. А того человека, которого тот судья в свое время на нары отправлял, все же на прием вроде как и не позвали. Хотя он того судью принародно обнажил и свинью президенту подложил. Простой такой диссидент попался….
Выводы такие: в Эстонии туча простых людей, но как отобрать достойных?
По правде говоря, достойны многие. Да немногие пойдут на тот прием. Смокинга нет. Туфлей лакированных. Колье у крестьянок не блестят, в лучшем случае цепочка золота 375 пробы.
Или работяги. Или полицейские. Не шишки, а констебль из глубинки. Не спонсоры партий, а женщина из Ласнамяэ, что свой подъезд сподвигла украсить цветами всех соседей…
Работники приюта для животных. Достойные бомжи. Достойные безработные. Все, у кого есть чувство достоинства!
Скажу больше. Если как следует пересмотреть некоторые уголовные дела, окажется, что и в тюрьме есть люди, что попали туда по навету. Знаю такие дела. И держались с достоинством, и держатся, и крест свой незаслуженный несут достойно. Только их прошения, попадая (а чаще не попадая) на стол президента, не находят удовлетворения. Аппарат решает.
В общем, глупое журналистское предложение. Общество, разделенное на касты, да еще и по национальному признаку, никогда не станет достойным, ибо все просто. Мешает всегда это маленькое "НО".
Оно везде и всюду присутствует. Он, дескать, достойный, но — неэстонец. Он простой, но не из нашей партии. Он простой эстонец, но от него навозом пахнет. Он достойный русский и знает эстонский и вообще гражданин, но вот когда-то что-то такое против президента в тесном кругу знакомых что-то такое сомнительное сказал…
Но — :) — может, все, скопом, достойные, пойдем, поищем смокинги, а — вдруг пригласят? Но мы возьмем, да и откажемся. У нас дежурство, у нас корова отелиться должна, у нас ремонт не сделан, у нас завтра очередь на бирже труда подходит. Так что простое и достойное предложение нам не подходит. При всем нашем огромном уважении к мистеру президенту.