Во время своего визита в Москву федеральный министр иностранных дел Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle) вновь произносил высокопарные слова о стратегическом партнерстве Европейского Союза (ЕС) с Россией. Однако все это лишь теория, или в лучшем случае цель. Действительность представляется более запутанной. С одной стороны, есть серьезные общие интересы. ЕС покупает более половины от общего объема российского экспорта. Запад Европы продолжает зависеть от поставок российского сырья, прежде всего газа и нефти, несмотря на все разговоры о диверсификации. Что касается России, то у нее нет реальной альтернативы импорта технологий, которые необходимы этой стране для неотложной модернизации своей экономики. Две третьи всех прямых иностранных инвестиций в этой стране сделаны из зоны ЕС.
С другой стороны, результаты проводящихся раз в полгода встреч в верхах ЕС и России, принимая во внимание эту взаимозависимость, просто смешные. Только две договоренности в технической области были достигнуты в ходе последней встречи в Стокгольме. В конце концов, даже самоочевидность была преподнесена как успех – теперь Россия будет своевременно информировать своих партнеров в случае возникновения осложнений с транспортировкой природного газа. Накануне саммита по вопросу о климате обе стороны договорились о верхних границах выбросов в атмосферу углекислого газа CO2. Заметим кстати, что в эти показатели Россия укладывается в настоящее время без всякого труда.
В отличие от этого, нет никакого движения в переговорах по поводу заключения настоящего договора о партнерстве. Шесть раундов переговоров были проведены за последние два года, но их участники признают, что они находятся практически в самом начале пути. Восточный комитет немецкой экономики (Ostausschuss der deutschen Wirtschaft) бьет тревогу. США сделали новый старт в своих отношениях с Россией, предупреждает председатель этого комитета Клаус Мангольд (Klaus Mangold). Заинтересованность Москвы в отношении Европы может сократиться именно теперь, когда на повестке дня стоят более важные задачи. Сейчас, по мнению Мангольда, ход должен сделать ЕС. В настоящее время была бы уместной новая экономическая динамика, целью которой, как считает председатель Восточного комитета, могло бы быть заключение соглашения о создании зоны свободной торговли между ЕС и Россией.
Вместо этого члены ЕС предпочитают конкурировать друг с другом. Наиболее характерный пример – это энергетическая политика. Хотя ЕС и подчеркивает свою волю, направленную на достижение общности, в действительности почти каждый член ЕС имеет отдельное соглашение с концерном Газпром. Германия участвует в строительстве трубопровода, который пройдет по дну Балтийского моря. Италия получит похожий южный маршрут. Болгария, Венгрия, Греция, Словения предпочитают заключать двусторонние договоры. Когда будет построен общий газопровод Nabucco – если это вообще случится - можно только гадать.
Россию это вполне устраивает. С многонациональным образованием под названием ЕС Россия не знает, что делать. Когда в 1990-е годы ЕС был сильным, то он, как считают в Москве, обманул Россию по поводу заключения договора о партнерстве. Теперь, после перенесенного конституционного кризиса, ЕС ослаб, а позиции Россия, напротив, усилились. Влиятельные круги в Москве считают, что настало время свести счеты.
В 1990-е годы много было разговоров о постоянном сближении, об общих правилах и ценностях – все это иллюзии. Россия перешла к строго управляемой интересами «реалполитик», а у ЕС нет на это адекватного ответа. ЕС не говорит одним голосом. Но именно это было бы необходимо, чтобы вести на равных переговоры. Речь не обязательно должна идти о стратегическом партнерстве. Было бы достаточно иметь прагматичный, эффективный договор об экономическом сотрудничестве.