На 27 ноября запланировано подписание документов, которые призваны положить начало функционированию таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. В этот день в Минске должен пройти саммит Евразийского экономического сообщества (ЕвраЗЭС), в который, помимо трех названных стран, входят Кыргызстан и Таджикистан, а Молдова, Украина и Армения имеют статус наблюдателя). Однако в последние дни возникают все большие сомнения, что задержки с запуском таможенного союза не возникнет.
За десять дней до запланированного подписания документов Александр Лукашенко выразил сомнение по поводу целесообразности участия в нем Беларуси. "Решит ли таможенный союз те проблемы, с которыми мы столкнулись при строительстве Союзного государства?" — задал президент вопрос на совещании 17 ноября. Белорусский президент выразил беспокойство по поводу того, "достаточно ли защищены и полностью ли учтены белорусские экономические и внешнеполитические интересы на этапе согласования условий таможенного союза".
У Лукашенко, в частности, "есть ряд вопросов по единому таможенному тарифу, который планируется ввести в действие с 1 января 2010 года". Он подчеркнул, что все уступки в таможенном союзе должны быть взаимными и сбалансированными. Пока же нет никакой ясности ни по вопросу об отмене экспортных пошлин на нефть, которые применяет Россия, ни по единому ценообразованию на природный газ и другие энергоресурсы на территории таможенного союза, ни по вопросу о том, как будут распределяться между бюджетами государств таможенные пошлины за импортируемые из третьих стран товары. "Доводы о том, что эти вопросы будут урегулированы потом в рамках единого экономического пространства, неубедительны", — считает Лукашенко.
Очевидно, что Минск никак не может определиться, что выгоднее: таможенный альянс с Россией и Казахстаном или участие в зоне свободной торговли с ЕС.
В июле 2009 года в интервью австрийской газете Die Presse Лукашенко заявлял: оба проекта представляют интерес для Беларуси. "Для нас приоритет — это время. Мы никогда не откажемся от таможенного союза, потому что нам это выгодно. Но мы бы не отказались от зоны свободной торговли с ЕС, если бы нам завтра ее предложили и мы могли бы этим воспользоваться", — сказал тогда президент.
Надо сказать, что со стороны Европы не раз звучали опасения относительно планов России, Беларуси и Казахстана создать таможенный союз. Так, 12 ноября гендиректор Конфедерации европейского бизнеса (эта организация представляет интересы 20 миллионов малых, средних и больших компаний 34 стран Европы) Филипп де Бук выразил озабоченность влиянием таможенного союза на условия доступа на рынки Беларуси, России и Казахстана, а также на предсказуемость условий ведения бизнеса. Своими опасениями глава конфедерации поделился в письме комиссару по торговле ЕС Катрин Эштон.
В связи с введением 1 января 2010 года единого таможенного тарифа на территории стран — участниц таможенного союза "существует значительная неопределенность в отношении влияния таможенного союза, а также уровня и области применения этого тарифа", считает де Бук. В частности, отмечает он, по имеющейся информации ставки единого таможенного тарифа будут выше ныне действующих. "Это может ухудшить условия доступа европейских экспортеров на российский, белорусский и казахстанский рынки и причинить серьезный ущерб целому ряду важных европейских отраслей, включая автомобилестроение, сталелитейную отрасль, машиностроение и пищевую промышленность", — говорится в письме де Бука.
По мнению независимых экспертов, вступление в таможенный союз затормозит создание зоны свободной торговли между Беларусью и ЕС.
Участвуя в таможенном союзе, правительство пытается решить локальную задачу: снять экспортную пошлину на российскую нефть и понизить цены на российский природный газ для Беларуси. Однако этот проект принесет Беларуси больше вреда, чем пользы, считает политолог Валерий Карбалевич.
Зачем нам согласовывать таможенные тарифы с Казахстаном, с которым у нас мизерный торговый оборот? А с Россией у нас и так был таможенный союз в рамках Союзного государства", — заметил он в комментарии «Белорусским новостям».
Кроме того, считает политолог, таможенный союз опасен тем, что ставит под вопрос предложение о вхождении Беларуси в зону свободной торговли с Евросоюзом и усложняет процедуру вступления страны во Всемирную торговую организацию.
Наконец, добавил Карбалевич, "многие будут недовольны тем, что в Беларусь придет российская пошлина на импортные автомобили".
Экономический обозреватель Татьяна Манёнок тоже полагает, что альянс с Россией и Казахстаном грозит Беларуси стратегическим проигрышем.
Конечно, участие в таможенном союзе действительно дает Беларуси шанс получить определенные дивиденды от использования своего транзитного потенциала и выторговать выгодные условия поставок энергоресурсов. Однако, с другой стороны, низкие цены на энергоносители не будут стимулировать реформирование отечественных предприятий. В случае участия в таможенном союзе белорусские производители уже не смогут просить правительство защитить их от импортной продукции, поскольку "внешнеторговую политику будет проводить наднациональный орган — таможенная комиссия". "Будет ли эта комиссия ориентирована на европейские стандарты и приближение к нормам ВТО — большой вопрос", — отмечает эксперт.
"Участникам таможенного союза, скорее всего, не придется сильно беспокоиться за конкурентоспособность своих предприятий — они будут вместе защищаться от конкуренции с европейскими компаниями", — предполагает Манёнок. По ее мнению, участие в таможенном союзе не ускорит и вступление Беларуси в ВТО.
"Таким образом, формирование нового регионального союза лишь оттянет решение болезненных для белорусского руководства вопросов, связанных с реформированием экономики и адаптации ее к мировым стандартам", — резюмирует Манёнок.