В понедельник президент Ирана Махмуд Ахмадинежад (Mahmoud Ahmadinejad) заявил, что предложение отдать часть иранского урана России и Франции в обмен на обогащенное ядерное топливо исходило от его страны, а не от Запада.
На пресс-конференции после встречи с президентом Бразилии Луисом Инасиу Лула да Силва (Luiz Inacio Lula da Silva), Ахмадинежад заявил, что западные державы солгали о том, что произошло на переговорах по иранской ядерной программе, скрыв тот факт, что инициатива исходила от Тегерана.
Согласно плану, представленному в Международное агентство по ядерной энергии (МАГАТЭ), Иран должен был отправить 70 процентов своих запасов низкообогащенного урана в Россию и Францию, где его должны были превратить в топливные стержни для иранского ядерного реактора, чтобы впоследствии производить с их помощью ядерную энергию.
Он утверждает, что Иран вправе обогащать уран до 2-процентной чистоты. При этом он направил правительствам России и Соединенных Штатов письма, в которых выразил готовность закупать обогащенное ядерное топливо за рубежом.
Кроме того, он отметил, что иранцы возмущены пропагандистской кампанией, которую западные страны ведут против их страны, и настороженно относятся к перспективе достичь договоренности с Западом.
По словам президента, иранское правительство дало удовлетворительные ответы на все шесть вопросов, заданных МАГАТЭ, и никаких доказательств того, что иранская ядерная программа преследует военные цели, не существует.
«Мы по-прежнему хотим достичь соглашения. Топливо свободно продается и покупается, но покупатель вправе определять условия покупки. Ради соглашения мы не откажемся от своих прав», - заявил он.
Лула да Силва выступил в защиту прав Ирана и Бразилии на мирное использование ядерной энергии, в том числе на обогащение урана, в той мере, в какой они не нарушают этим международных норм.
Глава МАГАТЭ Мохаммед эль-Барадеи (Mohammed El Baradei) заявил, что крайний срок для соглашения с правительством Ахмадинежада истекает в этом году.