Вопрос не простой? Есть мнение, что за всем этим стоит Михай Гимпу, а за ним соответствующие службы из соседней страны. Поговаривают также об игре коммунистов, которым эта ситуация может быть выгодна с электоральной точки зрения. Ведутся разговоры о «руке Москвы» и «интригах Тирасполя». Но ясности нет. Пока понятно только одно. Хаос есть, и он явно управляем.
После досрочных парламентских выборов, состоявшихся 29 июля, политическая война в Молдове, начавшаяся практически сразу же после объявления о начале избирательной кампании 2009 года и продолжающаяся по настоящее время, обрела новые контуры.
Правительство еще не было сформировано и утверждено, но либералов уже обвиняли во всех мыслимых и немыслимых грехах: в задержках выплат по зарплатам и пенсиям, повышение тарифов, преследовании журналистов, наездах на русскоязычные СМИ и так далее.
Общественная истерия, благодаря ловкому манипулированию СМИ со стороны ПКРМ, достигла критической отметки. Дошло даже до явных парадоксов: ещё в 2005 году сама ПКРМ в союзе с ХДНП запретила Молдавскому телевидению транслировать заседания парламента, но вот 25 сентября 2009 года коммунисты почему-то стали настойчиво требовать разрешения этих трансляций от либерально-демократического правящего Альянса.
Зинаида Гречаная, в бытность свою премьер-министром редко появляющаяся перед депутатами, вдруг вызвала в парламент премьера Владимира Филата для подробного статистического отчета о планах деятельности возглавляемого им правительства.
В результате нескончаемых конфликтов между политиками, начало проявляться всё больше признаков сползания страны в хаос: взрыв гранаты в толпе граждан на центральной площади Кишинёва в день города; пакет с бомбой у мэрии с запиской «Для примара Дорина Киртоакэ»; бессрочные митинги протеста пенсионеров против повешения тарифов и лишения их права бесплатного проезда в общественном транспорте; спекулятивные игры банковской мафии с валютным курсом; телефонные угрозы премьеру Владимиру Филату; разрастание эпидемии свиного гриппа, приведшей к человеческим жертвам; и многое-многое другое, всё более тревожащее людей, прежде всего тем, что демонстрирует странное бессилие власти, её явное нежелание навести порядок в стране и взять ситуацию под свой контроль.
В местных СМИ появились обвинения в адрес Партии коммунистов, призывы запретить её деятельность в стране. Одновременно, в Приднестровье усилились тенденции к скорейшему дрейфу в сторону России под предлогом того, что в Молдове к власти пришли «унионисты», после чего страна погрузилась в «хаос».
Все это, безусловно, расшатывает общественный порядок, подрывает государственность и стабильность страны.
Нам неизвестно, кто персонально стоит за всеми этими событиями, да и стоит ли кто-то вообще, но вполне ясно, что они сеют панику, вселяют в людей страх, неуверенность в завтрашнем дне.
Мы полагаем, что одним из факторов, провоцирующих эти негативные события, является раздробление власти и тотальная война между всеми властными субъектами в нашей стране. При этом не так-то просто понять, кто против кого воюет.
Вначале, когда политики из АЕИ ещё только пришли к управлению страной, многие граждане радовались тому, что, наконец, разрушилась монополия на власть, которой восемь лет подряд располагала ПКРМ.
С приходом Альянса, власть в Молдове была распределена между всеми четырьмя его политическими субъектами, что, чисто гипотетически, предполагало разделение властей, а, значит, и разрушение системы единоначалия.
Но мы не могли тогда даже предположить, какие, на самом деле, опасности скрываются за этим явлением для многонационального, молодого, по сути, еще слабого государства.
Многое говорит о том, что вместо реального разделения власти, происходит её элементарное раздробление. Альянс увеличил число вице-спикеров, с ходу пересмотрел структуру правительства, назначил четырех вице-премьеров, внеся повсюду принципы пресловутого алгоритма.
Тот факт, что даже должности вице-министров и глав департаментов распределяются по принципу алгоритма, является, по крайней мере, недоразумением, которое ведет к параличу власти, отсутствия слаженности в ее управлении.
Ведь куда логичнее было бы дать каждому министру возможность комплектовать свое министерство кадрами по своему собственному соображению.
В результате этих, не очень продуманных действий, вице-министры будут проводить одну политику, министры - другую, а правительство – третью. Что, в принципе, сегодня уже и происходит. Практически, и правительство, и премьер-министр связаны по рукам и ногам в своих действиях многочисленными нитями узкопартийных интересов.
В стране сформировалось несколько центров власти: президентура, правительство, фракции парламента, местная власть, бизнес структуры, в том числе и теневые. При этом авторитарные начала власти, как ни странно, никуда не исчезают, а, с точностью до наоборот, только усиливаются.
Все эти центры власти не просто конкурируют между собой. Они иногда откровенно саботируют действия правительства, а иной раз, и просто дискредитируют друг друга. В борьбе за концентрацию прерогатив власти «под себя», каждый из вышеназванных центров идет на всевозможные ухищрения, порой совершенно незаконные.
Поначалу мы пришли к выводу, что премьер Владимир Филат концентрирует всю реальную власть в своих руках. Частично так оно и есть. Ведь, кроме функции премьера, он как партийный лидер, через своих ставленников, контролирует деятельность министерства финансов, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, аппарата государственного министра и так далее. Но, в реальности, как мы это показали выше, в стране сформировалось несколько центров власти.
В принципе, уже сегодня заметно, что каждый член Альянса творит, что захочет. У нас закрались первые подозрения в этом, когда была представлена программа правительства Филата. Тогда больше всего вопросов возникло у самих депутатов из фракций АЕИ.
Начались проблемы у русскоязычных СМИ, но никто из высших руководителей Альянса не мог дать вразумительный ответ на вопрос о том, что происходит, кто дал приказ «хватать и не пущать»?
По заявлениям Филата, решение суда от 19 ноября о наложении ареста на имущество российско-молдавской страховой компании «Моldasig» по иску всего в 5000 леев является чьим-то «подарком» накануне его встречи с Путиным в Ялте. Кому-то очень захотелось испортить встречу Филата с российским премьером.
Хаос частично возникает и из-за подозрительной «секретомании» в деятельности правительства. Не только общественность, но и депутаты парламента, например, так до сих пор и не увидели документа о малом трафике на границе с Румынией, меморандума с МВФ, не узнали детали по китайскому кредиту и т.д.
Алгоритм всё чаще даёт сбои в работе министров, ведёт к несогласованности их действий. К примеру, министр сельского хозяйства устроил публичную перепалку с министром экономики по поводу отмены приказа «О мерах по защите прав потребителей», что наводит на мысль о том, что он просто не знал, что делает его коллега по цеху.
Некоторые министры иногда просто неадекватно реагируют на те или иные ситуации. Вместо борьбы с поднимающей голову организованной преступностью, министр внутренних дел Катан дает пресс-конференции, рассуждая на них о судьбах демократии, о том, куда идет Молдова.
Министр молодежи и спорта буквально на второй день после назначения на должность, в лучших традициях брежневских времен, уже разрезал ленточки, открывая стадионы!
Министр образования, похоже, окончательно запутался, по каким учебникам молдавские школьники будут изучать историю, и какую историю: румын или интегрированную?
Увлекшись в борьбе за влияние с Лупу, Филат не заметил, как за его спиной стал укрепляться спикер и одновременно врио президента Михай Гимпу.
Взяв под свой контроль (через племянника Дорина Киртоакэ) кишинёвскую мэрию, сосредоточив в своих руках функции спикера и президента, верховного главнокомандующего, связав правительство Филата по рукам и ногам, «заморозив» Мариана Лупу в статусе вечного кандидата в президенты, Михай Гимпу получил огромные властные возможности.
Вначале Михай Гимпу, как лидер Либеральной партии, скромно согласился иметь всего четыре, по мнению многих, весьма не престижных министерства: молодежи, транспорта, обороны, окружающей среды.
И лишь потом стало ясно, что «китайский кредит» в один миллиард долларов будет в большей части «освоен» министерством транспорта на строительстве дорог, мостов, коммуникационных узлов и так далее.
А это уже возможность влиять и контролировать самую мощную отрасль экономики - строительство, через «тендеры», отбор нужных «подрядчиков», строительных кампаний, которые будут вести «стройки века».
Таким образом, Либеральная партия получила огромные возможности для сращивания с бизнес структурами и ослабления своих конкурентов.
Напомним, что еще в 2007 году, сразу после победы на кишиневских муниципальных выборах, Дорин Киртоакэ прибыл в Бухарест с группой крупных бизнесменов, вызвав подозрения в личном лоббировании бизнес интересов.
Несколько позже в Кишинёве, словно грибы после дождя, в одну ночь появились 65 киосков никому неведомой фирмы «Мегапресс», которая, по заявлению коммунистов, напрямую связана с коммерческими интересами Михая Гимпу.
Министерство обороны практически стало при временном президентстве Михая Гимпу знаменосцем «евроатлантизма», то есть сотрудничества с НАТО, вопреки нейтральному статусу страны.
Это дает реальную возможность прямых контактов с Пентагоном, Госдепом США, открывает доступ к серьезным финансовым потокам. Кстати, национальная комиссия по внедрению Индивидуального Плана НАТО-Республика Молдова (IPAP) была создана раньше, чем аналогичная комиссия по вопросам евроинтеграции, 10 ноября, личным декретом Михая Гимпу, что говорит о большом политическом чутье врио президента.
Позже, Михай Гимпу решил взять под свой контроль Национальный Банк, чтобы через него влиять на денежную политику и на банки страны. С этой целью он протолкнул на пост президента НБМ своего ставленника, которого считают его «секретным племянником».
По информации, появившейся в СМИ, Михай Гимпу начал активно влиять и на электронные СМИ, дав приказ председателю КСТР Георгию Горинчою о закрытии передачи «Top News» и о наездах на телекомпанию «NIT». Это дает основания предположить, что Гимпу будет влиять и далее на КСТР с целью контроля над информационным пространством страны.
Настоящим ударом для лидера Либерально-демократической партии, премьера Владимира Филата стало недавнее решение Михая Гимпу назначить в Высший Совет безопасности президента Национального Банка и министра транспорта, который является членом ЛПМ. Что общего у министерства транспорта с национальной безопасностью, Михай Гимпу так толком никому и не объяснил.
Таким образом, Гимпу начал усиленно концентрировать ресурсы власти под себя, вытесняя Филата и Лупу. Результат налицо: недавний отчет НПО «APEL»показал, что Гимпу чаще всех появляется в новостях СМИ, оставив далеко позади себя Филата, Лупу, Воронина.
Тот же Гимпу предложил пересмотреть Конституцию, что совпало, по странному стечению обстоятельств, с теми же процессами в Приднестровье, где Игорь Смирнов пытается окончательно закрепиться и взять все рычаги власти в свои руки.
Если Гимпу удастся раздробить ПКРМ или поставить ее вне закона, тогда уже ничто и никто не остановит страну от окончательной консолидации авторитаризма.
Из нашего анализа можно сделать неутешительный вывод: Михай Гимпу преследует цель испортить отношения АЕИ с Россией, добиться неизбрания президента, усилить политическую нестабильность в стране для того, чтобы выбить себе побольше полномочий и добиться «переноса выборов» президента и парламента на неопределенное время.
Поэтому недавно, мэр молдавской столицы (кстати, вице-председатель ЛП) Дорин Киртоакэ предложил национализировать российско-молдавскую компанию «Молдова-Газ», явно не согласовав свои высказывания с правительством.
В этом контексте понятны и наезды на русскоязычные СМИ, и «решения суда» по компании «Моldasig», и заявления Гимпу о том, что «СНГ старуха, ждущая смерти», и его нежелание подписать итоговые документы саммита СНГ, и многое другое.
С каждым днем мы все больше убеждаемся в том, что Гимпу не так прост, как некоторым кажется. Врио президента на поверку оказался хитрым и коварным политиком. Благодаря хорошо спланированным акциям, он смог накалить до максимума политическую ситуацию в стране.
Эти действия Михая Гимпу ослабляют государственность Молдовы, разъедают стабильность, разочаровывают электорат, ведут к хаосу в молдавском политическом классе в целом. Постоянный хаос вызывает ностальгию по «сильной руке». И мы отнюдь не уверены в том, что введенный в заблуждение либеральными СМИ люди не увидят именно в Гимпу эту самую «сильную руку».
В сложившейся ситуации нестабильности и раздробления власти, связывания деятельности правительства сетями всевозможных «алгоритмов», необходим сильный институт президентства.
Именно президент должен и может стать гарантом стабильности, суверенитета, и функциональности власти. Президент, наделенный нормальными, а не сугубо формальными, представительскими полномочиями. Такого президента нужно избирать всенародно.
Иначе нынешний хаос рискует стать перманентным, окончательно разрушив и погребя, в конце концов, под обломками вертикали власти молдавскую суверенную и независимую государственность.