Президент России Дмитрий Медведев приказал расследовать обстоятельства смерти в тюрьме юриста фонда Hermitage, заявляют российские власти. Между тем, это громкое дело уже вызвало возмущение общественности.
Такое распоряжение поступило от президента во вторник - на следующий день после того, как председательница кремлевской комиссии по правам человека подняла на встрече с ним этот вопрос.
Согласно стенограмме, Элла Панфилова назвала случившееся «убийством», заметив, что «скоропостижная смерть в СИЗО – это почти как профессиональная болезнь российских предпринимателей». По словам участников встречи, сам г-н Медведев о смерти г-на Магнитского напрямую не говорил.
Власти заявили, что Сергей Магнитский умер вечером 16 ноября в больнице тюрьмы «Матросская тишина». Его адвокат и бывшие коллеги утверждают, что ему не оказывали соответствующую медицинскую помощь в связи с заболеванием поджелудочной железы, которое было диагностировано у него в заключении.
Власти отрицают это. По их словам, в официальных записях не содержится жалоб г-на Магницкого на проблемы со здоровьем (адвокат покойного оспаривает это утверждение). 37-летний г-н Магнитский содержался под стражей без суда почти год по обвинениям в уклонении от налогов. Эти обвинения были связаны с его работой на Hermitage Capital Management, который считался одним из крупнейших инвестиционных фондов в России, пока его основателю, американцу Уильяму Браудеру (William Browder) в 2005 году не отказали в визе на въезд в страну.
Г-н Магницкий был арестован вскоре после того, как он дал показания об афере, в ходе которой, как полагает Hermitage, у государства с помощью отобранных у фонда компаний было украдено 230 миллионов долларов. В причастности к афере Hermitage обвиняет государственных чиновников. Российские власти отрицают это обвинение. В свою очередь, они обвинили проживающего сейчас в Лондоне г-на Браудера в уклонении от налогов и объявили его в международный розыск.
«До сих пор, все преступления милицейских чинов, вскрытые Сергеем, замалчивались, и это означает, что многие будут всеми силами стараться скрыть обстоятельства, которые привели к его смерти», - заявил г-н Браудер.
Изначально российские чиновники, расследовавшие смерть г-на Магнитского, утверждали, что они не обнаружили признаков преступления и отказывались выполнить просьбу адвокатов и начать официальное следствие. Однако после вмешательства президента Следственный комитет Генеральной прокуратуры заявил, что он возбудил уголовное дело по подозрению в халатности и неоказании медицинской помощи.
Кремль заявил, что президент также распорядился проанализировать качество медицинского обслуживания в тюрьмах и практику досудебного взятия под стражу не имеющих уголовного прошлого лиц, подозреваемых в экономических преступлениях. По мнению критиков, этой практикой милиция и прокуратура часто пользуется для давления на бизнес.
Помимо комиссии по правам человека, во вторник в дело вмешались члены еще одной кремлевской консультативной структуры, заявившие, что они следят за делом, и будут добиваться уголовного наказания чиновников, которые будут найдены виноватыми. Адвокат г-на Магницкого говорит, что его клиент незадолго до смерти жаловался на то, что врачи в московской Бутырской тюрьме, в которой он тогда содержался, фактически отказывали ему в помощи.
По словам адвоката, ему было объявлено, что предварительной причиной смерти власти считают заболевание поджелудочной - притом, что официально следствие говорит о сердечной недостаточности.
Фонд Hermitage заявил, что один из его юристов, переехавший в Лондон, получал на неделе, предшествовавшей смерти Магнитского, SMS угрожающего содержания. Некоторые из этих сообщений, предоставленные Hermitage в распоряжение The Wall Street Journal, содержали строчки из тюремных песен. Еще в одном присутствовала цитата из «Крестного отца» о том, как просто убить человека.
По словам г-на Браудера, он не знает, кто посылал эти сообщения, но сейчас считает их угрозами, относящимися к г-ну Магнитскому. Он также заметил, что номер, с которого отправлялись сообщения, было невозможно отследить.