Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Америка и Россия: действительно ли закончилась холодная война?

Ядерная доктрина США, ПРО в Европе и расширение НАТО.

© коллаж ИноСМИ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия враждебно относится к американской программе ПРО из-за стратегических целей США. Эти цели включают военную доктрину полномасштабного господства, стратегию первого ядерного удара и расширение НАТО до границ России.

Близится двадцатая годовщина падения Берлинской стены, но действительно ли закончилась холодная война, превратилась ли она в исторический пережиток недавнего прошлого? Советский Союз больше не существует, а Варшавский договор давно уже распущен, но многие пережитки холодной войны по-прежнему существуют – такие как разделенный Корейский полуостров, НАТО и вопрос ПРО. В последние несколько лет отношения между НАТО и Россией были довольно напряженными и часто описываются в терминах, возрождающих воспоминания о холодной войне. Одним из главных стимулов для возобновления этого напряжения был проект американского противоракетного щита на европейском континенте. Русские никогда не скрывали, что считают противоракетный щит первейшей угрозой себе.

Идея противоракетного щита не нова. Во время холодной войны эта идея была предложена Рональдом Рейганом в рамках военно-политической стратегии по размещению ракет, технических объектов и военных баз по всему миру и в космосе, что привело к запуску проекта, получившего название «Звездные войны». С момента его запуска Пентагон потратил миллиарды долларов на исследования и разработки. В то время как правительство США утверждает, что предназначение противоракетного щита состоит в защите Америки и Европе от угрозы гипотетических северокорейских или иранских баллистических ракет, Кремль считает проект ПРО серьезной угрозой государственной безопасности России. Москва твердо убеждена, что оправдания для развертывания противоракетного щита являются лишь предлогом для того, чтобы подобраться поближе к России.

На чем основаны эти российские взгляды и тревоги? Враждебный настрой России по отношению к американской программе основан на долговременных стратегических целях США. Эти цели включают в себя военную доктрину полномасштабного господства, обновленную стратегию первого ядерного удара, включающую в себя концепцию ядерного превосходства, и расширение НАТО до границ России – несмотря на гарантии НАТО о том, что альянс не будет расширяться за пределы границы Германии.

Ядерная стратегия США подверглась радикальным изменениям со времен холодной войны. В 2001 году Обзор ядерного потенциала США признал, что Россия является объектом возможных ядерных атак со стороны американских вооруженных силы. Суть этого обзора можно резюмировать следующей цитатой:

Во время холодной войны Россия [Советский Союз] была основной ядерной угрозой для Соединенных Штатов. Развал Советского Союза внес изменения в ядерное планирование США, и Россия более не являлась главной мишенью. Тем не менее, Россия остается единственной страной, имеющей потенциальную возможность уничтожить Соединенные Штаты, из-за размера своего ядерного арсенала. Более того, неясность по поводу будущего курса российской внешней политики побуждает Соединенные Штаты поддерживать крупные ядерные резервные силы. По этим причинам Россия по-прежнему занимает место в списке потенциальных мишеней американских ядерных ракет. Кроме того, Обзор ядерного потенциала открыто перечисляет еще шесть стран в качестве мишеней: Северная Корея, Иран, Ирак, Сирия, Ливия и Китай. Этот список ядерных мишеней отражает планы предыдущих администраций.

Россия является ядерной мишенью для Пентагона, потому что она – главная страна, способная бросить военный вызов Америке, но это не единственная причина для обеспокоенности Москвы. В 2001 году Америка объявила, что в одностороннем порядке выходит из Договора по противоракетной обороне, ограничивавшего число американских и российских систем баллистических ракет. Это было сделано по рекомендации Дика Чейни (Dick Cheney) и неоконсервативной группы экспертов «Проект для нового американского века» (Project for a New American Century), данной в манускрипте под названием «Восстановление обороны Америки: стратегии, силы и ресурсы для нового века». В этом документе, опубликованном в сентябре 2000 года, категорично заявляется, что Америка должна «РАЗРАБОТАТЬ И РАЗВЕРНУТЬ ГЛОБАЛЬНУЮ СИСТЕМУ ПРО, чтобы защитить американское отечество и американских союзников и обеспечить защищенную базу для проецирования власти США по всему миру». За односторонним выходом США из Договора по ПРО последовали дальнейшие объявления со стороны США об изменениях в военной доктрине, сделавших наступательные ядерные атаки возможным вариантом превентивных и обычных боевых действий.

В глазах России проект ПРО призван обеспечить Америке ядерное превосходство. При размещении противоракетного щита Россия не сможет отреагировать на первый ядерный удар со стороны Соединенных Штатов, и ядерный арсенал Кремля окажется практически бесполезным. Другими словами, устранив угрозу ядерного ответа со стороны Москвы, США устранят угрозу «взаимного уничтожения», существовавшую во время холодной войны. Это также не позволит России ответить возмездием на «первый ядерный удар» Америки. Во время холодной войны возможность ядерного возмездия или «ответного удара» и угроза взаимного уничтожения считались факторами, предотвратившими глобальную ядерную войну между США и Советами. Однако ядерное превосходство меняет ситуацию и лишает Россию возможности возмездия. По мнению Кремля, это делает Россию и ее союзников уязвимой перед возможными враждебными действиями со стороны США и НАТО.

НАТО по-прежнему существует, хотя холодная война давно закончилась. Расширение НАТО на восток и превращение оборонного пакта в организацию, проповедующую вооруженное вмешательство, нервирует Россию. Стратегическая природа американского ПРО, нарушающего ядерный паритет между Россией и США, усугубляется НАТО. Москва ощущает угрозу от агрессивных военных особенностей, взятых на вооружение НАТО с момента окончания холодной войны. Изменение стратегии альянса привело к вмешательству НАТО в бывшей Югославии и войне в Афганистане. Кроме того, НАТО решает задачи по обеспечению безопасности и обучению войск на Ближнем Востоке и в Африке. В этой связи не стоит удивляться саркастической речи Владимира Путина по поводу мировой безопасности. В этой речи Путин обвинил США в стремлении установить однополярный миропорядок с помощью военной силы:


Сегодня мы наблюдаем почти ничем не сдерживаемое, гипертрофированное применение силы в международных делах, военной силы, силы, ввергающей мир в пучину следующих один за другим конфликтов. В результате не хватает сил на комплексное решение ни одного из них. Становится невозможным и их политическое решение.
Мы видим все большее пренебрежение основополагающими принципами международного права. Больше того, отдельные нормы, да, по сути, чуть ли не вся система права одного государства, прежде всего, конечно, Соединенных Штатов, перешагнула свои национальные границы во всех сферах.


Путин также намекнул на расширение НАТО, направленное против России:


Думаю, очевидно: процесс натовского расширения не имеет никакого отношения к модернизации самого альянса или к обеспечению безопасности в Европе. Наоборот, это серьезно провоцирующий фактор, снижающий уровень взаимного доверия. И у нас есть справедливое право откровенно спросить: против кого это расширение? И что стало с теми заверениями, которые давались западными партнерами после роспуска Варшавского договора? Где теперь эти заявления? О них даже никто не помнит. Но я позволю себе напомнить в этой аудитории, что было сказано. Хотел бы привести цитату из выступления Генерального секретаря НАТО господина Вернера в Брюсселе 17 мая 1990 года. Он тогда сказал: «Сам факт, что мы готовы не размещать войска НАТО за пределами территории ФРГ дает Советскому Союзу твердые гарантии безопасности». Где эти гарантии?


Опасения грядущей войны очень реальны среди российских стратегов. Кремль верит в том, что Российскую Федерацию одновременно окружают НАТО, растущее число военных баз и американские ракеты.

Мыслима ли война между Россией и Америкой и НАТО? Война 2008 года между Грузией и Россией представляет собой такую возможность. Российские чиновники уже назвали российско-грузинский конфликт опосредованной войной. Кремль заявил, что грузинский лидер Михаил Саакашвили представляет американские интересы на территории бывшего СССР. В этом смысле Москва рассматривает Грузию как американского представителя или государство-сателлит. Подозрения России были подтверждены, когда США заявили во время российско-грузинской войны, что Кавказ является жизненно важной областью американских стратегических интересов. Не случайно, что Грузия является одним из наиболее быстро военизирующихся государств в мире и одним из важнейших получателей американской военной помощи. Самое важное в войне между Россией и Грузией за Южную Осетию состоит в том, что Россия заявила, что не стала бы действовать по-другому, даже если бы Грузия являлась членом НАТО. Одно это демонстрирует, что угроза войны между Россией и США – это не иллюзия.

Так можно ли сказать, что администрация Обамы действительно нажала на кнопку перезагрузки в российско-американских отношениях, когда в сентябре 2009 года объявила об остановке планов по развертыванию американского ПРО в Восточной Европе? Объявление президента Обамы, сделанное 17 сентября, о том, что США сворачивают работы по установлению компонентов противоракетного щита в Чехии и Польше, является обманчивым. Вскоре после объявления Обамы США запустили в космос два экспериментальных спутника ПРО с мыса Канаверал во Флориде. На самом деле Обама объявил не о свертывании противоракетного щита, а о развертывании гораздо более широкого и эффективного щита, включая расположение компонентов на боевых кораблях. Развертывание противоракетного щита выходит на новый уровень – в Европе и за ее пределами – от Турции и Средиземноморья до Балтийского моря.

Реакция польского представителя на измененные планы Обамы лишь подтвердила российские страхи. «На самом деле мы никогда не ощущали угрозы ракетной атаки из Ирана», - заявил Славомир Новак (Slawomir Nowak), являющийся старшим советником польского премьер-министра Дональда Туска (Donald Tusk). Так была ли защита Польши и других государство от иранской ракетной угрозы настоящим поводом для создания противоракетного щита? Кремль сказал бы, что нет. Для Москвы было очевидно, что американские стратеги согласовали развертывание систем ПРО не с иранской или северокорейской угрозой, а с идеями стратегии Чейни и его коллег. Система ПРО была предназначена, чтобы «обеспечить защищенную базу для проецирования власти США по всему миру». Так действительно ли холодная война закончилась? Возможно, ответ лежит в совместных военных приготовлениях России и Беларуси и двусторонних военных учениях, проведенных ими, чтобы подготовить свои вооруженные силы к натовской атаке, предполагающей вторжение на земле, на море и с воздуха.