Несмотря на всю показную шумиху, нет особых поводов для того, чтобы праздновать 20-ю годовщину слома Берлинской стены, символа разрушения европейского социализма.
Если в 1989 году и были основания для того, чтобы ожидать положительных перемен, то 2009 год предстаёт перед нами во всей своей удручающей действительности и горечи разочарований. Не удалось сохранить ничего хорошего, что было в прежней системе, а всё самое плохое из нынешней расцвело пышным цветом. И отсюда рождается опасение, что из области экономики кризис распространится на идеологию.
В связи со слабостью восточноевропейских правительств (Венгрия, Чехия, Латвия, Румыния), которые были вынуждены уйти в отставку из-за мирового финансового кризиса (и только ли из-за него?), этот регион считается наиболее благоприятной почвой для развития наиболее зловещих экстремистских тенденций
Они не единственные, кто оказался в подобной ситуации, но почти во всех восточноевропейских странах отмечается высокий дефицит бюджета и большой внешний долг. Их финансовые системы не развиваются самостоятельно. Они отягощены избыточным присутствием западных компаний, которые вывезли свой капитал сначала в форме прибыли, полученной за последние десятилетия, а совсем недавно в спешной форме вывели и свои собственные средства из страха потерять их, вызвав тем самым снижение стоимости различных валют.
Экономические показатели в трёх бывших советских прибалтийских республиках стали падать с 2005 года, значительно ухудшились в связи с цепью событий, вызванных финансовыми пузырями на ипотечном рынке США, и опустились до самых низких значений за весь период независимости после 1991 года. Валовой внутренний продукт (ВВП) Литвы сократился на 13,6%; Эстонии - на15,1%; Латвии – на 18%.
В начале года в Латвии прошли массовые народные выступления, вынудившие правительство уйти в отставку. Пришедшее ему на смену предпринимает шаги, которые больно бьют по населению: это закрытие больниц (где берут деньги за всё, начиная с койки и кончая лекарствами), сокращение заработной платы трудящихся и пенсий и т.д. и т.п. И это несмотря на помощь в размере 7,5 миллиардов евро, полученную от Евросоюза и Международного Валютного Фонда.
В Словении, одной из наиболее промышленно развитых республик, которая первой вышла из состава федеративной Югославии, наблюдается экономический спад, а её ВВП сократился на 7%. В Чехии - наихудшие показатели за последние 16 лет, а глава государства был вынужден подать в отставку, когда страна осуществляла переходящее председательство в Евросоюзе в первом полугодии 2009 года. Вместо него, по аналогии с Венгрией, эту должность занимает чиновник с чисто техническими функциями, которые, как считают, не имеет политических амбиций. На обоих лежит ответственность за стабилизацию ситуации. В Румынии накопившиеся проблемы также привели к смене правительства, но нет никакой уверенности в том, что нынешнему удастся что-то исправить. Среди основных причин столь плачевного состояния следует упомянуть зависимость от иностранных банков и инвесторов (которые покинули корабль, как только появилась малейшая течь), потребление и расходы, превышающие возможности, наряду с другими «прелестями» рыночной экономики, которую ввели, неизвестно на что рассчитывая, без какого-либо анализа или прогноза.
Официальная статистика указывает на то, что нынешняя ситуация может серьёзно подорвать животноводческую отрасль Чехии. Если, согласно прогнозам чешских специалистов, из-за низкой доходности молочной промышленности сократится поголовье скота, то будут закрыты ещё 40.000 рабочих мест, и страна станет зависеть от импорта этой продукции. И именно в это время и в связи с сокращением туризма (уменьшилось количество путешественников, а те, кто приезжает, тратят меньше) даже в традиционно популярной Праге гостиницы сократили все вакантные рабочие места. Нечто подобное происходит или ожидается в соседних государствах.
Среди многих нерешённых вопросов стоит упомянуть зарплаты и пенсии, размер которых в Восточной и Центральной Европе гораздо ниже, чем в остальной части континента. Это обстоятельство привело к переносу туда целых заводов в стремлении добиться большей прибыли, но произошедший обвал финансового рынка не только повернул вспять этот процесс, но ещё и добавил в него негативные аспекты: трудовые договоры сейчас заключаются на часы, дни, недели без выплаты страховки за простой или несчастный случай на производстве. А поскольку уровень безработицы высокий, даже в Западной Европе начинают пренебрегать ранее действовавшими нормами социальной защиты.
Таким образом набирает силу процесс, ведущий к ещё большему сокращению покупательной способности, которая невелика даже у работающих.
В Польше, несмотря на огромные масштабы эмиграции творческих и научно-технических работников, профсоюзы предупреждают о том, что уже более миллиона трудящихся получают мизерную зарплату и проживают ниже уровня бедности. Подобное положение дел повторяется почти во всех бывших социалистических странах, где, как мы знаем, была сокращена или вовсе отменена государственная поддержка на основные социальные нужды.
Это означает, что мировой кризис усилил трудности, которые стали проявляться с момента отказа от системы, бесспорно страдавшей недостатками, но, тем не менее, стремившейся предоставить своим гражданам возможность достойно зарабатывать на жизнь и обеспечить необходимую социальную поддержку.
Именно исходя из того, что увеличилось количество людей, оказавшихся на обочине жизни, многие европейские СМИ предупреждают о наступлении демократического кризиса, полагая, что нынешний финансово-экономический приводит к экстремистским проявлениям коллективного сознания. Подобные проявления впервые дали о себе знать в середине 90-х годов в бывшей ГДР (крайняя жестокость в отношении иностранцев), а также в Венгрии, где возникла так называемая Венгерская Гвардия, силовое отделение ультраправой партии, среди сторонников и членов которой большое количество молодёжи, родившейся в годы новой демократии.
Разумеется, ненависть к иностранцам или акции, направленные против эмигрантов, имеют место и за пределами Восточной Европы, но затихшие было нездоровые амбиции и искажённые представления вылезли наружу и рвутся к власти, вытаскивая из запылённых шкафов самых жутких призраков прошлого. Экстремизм – дитя нездорового времени, которое в свою очередь порождает разгул насилия с целью дискредитации определённого исторического этапа. Экстремизм лишает людей точки опоры, выбивает из привычной колеи и представляет собой страшное и отвратительное явление современной жизни.
Многие авторы продолжают лезть из кожи вон, чтобы позлословить в связи с неудачей европейского социализма и его ошибками, которые, безусловно, имели место. Но настанет Судный День и для крестоносцев капитализма, которые понесут ответственность за всё содеянное ими. Будет им годовщина, но не будет праздника.