Гости часто становятся катализаторами перемен. Только что завершившийся визит Барака Обамы в Азию, быть может, ничем особенным не отличился, однако оставил Азию и её лидеров в размышлении: так какое же региональное сообщество они строят?
Современное понимание строительства пан-азиатского сообщества началось с болезненного Восточно-Азиатского финансово-экономического кризиса в 1997 году, когда все страны Азиатско-Тихоокеанского региона познали на собственном горьком опыте, что национальные реформы и протекционизм могут оказаться совершенно неадекватными. Вскоре после этого у многих азиатских лидеров появилось согласие, что необходимо более широкое сотрудничество и координация.
Даже в течение того кризиса 1997 года, многие уже осознавали происходящее, поскольку члены Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС) остались привержены либерализации торговли, и это одна из ключевых сил, что помогла возобновить рост азиатских экономик. Действительно, встреча экономических лидеров АТЭС в 1997 году обозначила 15 основных секторов – включая автомобильную, химическую, энергетическую отрасли, а также защиту окружающей среды – для скорейшей либерализации. Оглядываясь на экономический рост в Азии в течение последних 12 лет, понимаешь, что либерализация торговли и инвестиций принесла свои плоды.
Осознавая, что экономика не может быть чётко отделена от политики, страны АТЭС вскоре начали включать вопросы безопасности в повестку дня. В 2002 году лидеры АТЭС предприняли инициативу «STAR», создав «Зону безопасной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе».
STAR охраняет потоки товаров и людей, предпринимая меры по защите кораблей, самолетов и их пассажиров, тем самым повышая трансграничную безопасность, улучшая таможенную сеть и защищая общие каналы поставок. В 2003-2004 годах, в духе этих решений, сотрудничество в области безопасности нарастало благодаря силам анти-террористического реагирования, а также инициативе торговой и финансовой безопасности азиатского банка развития.
Эти инициативы, несомненно, углубили ощущение азиатского сообщества. Но теперь это сообщество должно столкнуться с величайшим вызовом – с подъёмом Китая. А раз Китай становится всё более мощным политически и экономически, то как обеспечить долговременную стабильность в Азиатско-Тихоокеанском регионе?
Я думаю, что смена идеологии Pax Americana (Американский мир) на Pax Asia-Pacifica (Азиатско-Тихоокеанский мир) могла бы быть ответом. Так же как народы Западной Европы использовали тупик холодной войны для построения Европейского Союза, Азия должна использовать общие интересы, которые США, Япония, Китай, Индия, Южная Корея, Россия, Австралия, Новая Зеландия и все страны Юго-Восточной Азии имеют в обеспечении мира и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В период «баланса страха» времен холодной войны Западная Европа организовала экономическое, политическое и культурное сообщество, которое теперь стало причиной современной «эры вечного мира» на континенте. Члены АТЭС также должны использовать существование зонтика Pax Americana для ускорения экономической, политической и военной интеграции, прежде чем появятся новые конкуренты и помешают их усилиям.
Многие инструменты для большей интеграции уже существуют. Для начала имеется Ассоциация стран юго-восточной Азии (АСЕАН). Но более крупные группировки, как например «АСЕАН плюс Китай» и в будущем «АСЕАН плюс Япония, Индия и Южная Корея», являются предметом переговоров.
Среди политических задач, которые эти более широкие группы начинают обсуждать, стоят стратегии противодействия терроризму без отчуждения регионов с преимущественно мусульманским населением. Азиатские лидеры должны, также, так или иначе, справляться с темпами глобализации. Так же как крестьянские восстания в Юго-Восточной Азии 30-х годов были реакцией на спад ранних периодов глобализации, так и ислам в Азии есть не что иное, как ответ на наше общество потребления и атеизма.
На просторах Азии именно АТЭС играет центральную роль в создании Pax Asia-Pacifica. В отличие от Pax Americana, который был навязана американскими военными силами, это будет мир среди равноправных. Новая Азиатско-Тихоокеанская архитектура безопасности должна происходить из сотрудничества основанного не на «балансе силы», а на справедливом распределении нагрузки, приводящем к «балансу взаимной выгоды».
Ясно, что идеология Pax Asia-Pacifica должна строиться на непоколебимой приверженности миру среди наиболее влиятельных стран АТЭС – США, Китая и Японии. Плодотворный вклад Китая продемонстрировал бы его ответственность и заинтересованность в расширении международного сотрудничества.
Япония также должна играть активную роль в поддержании мира и безопасности. Решающим фактором в обеспечении Pax Asia-Pacifica являются взаимоотношения Японии и Китая. В интересах регионального мира обе влиятельные силы должны забыть исторические обиды, препятствующие более гармоничному и благополучному будущему в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
И раз уж эти политические перемены начинаются, то АТЭС может начать трансформироваться в Азиатско-тихоокеанское сообщество экономического сотрудничества и безопасности. Стратегическим испытанием для региональных организаций – таких как АТЭС – будет гарантировать то, что дух сотрудничества всегда будет перевешивать конкурентные мотивы стран-участниц. Европейские нации признали это полвека назад, и сейчас азиатские страны должны сделать такой же самоограничивающий выбор.
Каковы бы ни были наши совместные усилия, азиаты должны позаботиться о том, чтобы эти усилия предпринимались с равной ответственностью, нагрузкой, полезностью и выгодой. Только так Азия достигнет более высокого качества жизни и большей безопасности для своих народов.