СМИ Украины
«Инвестгазета» назвала премьер-министра России Владимира Путина "человеком недели". Причиной для этого стали два события. Во-первых, кандидат в президенты Украины Юлия Тимошенко получила от России карт-бланш. По крайне мере на встрече премьеров в Ялте это выглядело именно так. Тимошенко сумела получить красивую телевизионную картинку и реальный экономический результат. Она договорилась с Путиным, что Россия не будет штрафовать Украину за недобор газа и во избежание штрафных санкций пересмотрит объем закупаемого газа на следующий год. А российский премьер разыграл в Ялте сценарий инаугурации фаворита. В 2004 году он уже был в этой роли и теперь не может остановиться. Путин выглядел очень естественно и органично. Сначала он опоздал на несколько часов, давая понять, кто хозяин ситуации. Потом по-имперски «поиграл» с $8 млрд штрафа, которые Украина должна за недобор газа. Сообщил, что «Газпром» получил указание его не взыскивать. Но дал понять, что это жест доброй воли и завтра все может поменяться. Так как документально фиксировать эту договоренность не планируется. Путин был в ударе. Он шутил и над Ющенко, и над Саакашвили и всячески демонстрировал свое дружеское расположение к Тимошенко, которая хихикала и поддерживала его шутки. Это выглядело удивительно, так как до последнего времени основным фаворитом Москвы все считали Виктора Януковича. В этой ситуации Тимошенко неожиданным образом подыграл Виктор Ющенко. Пока премьер успешно решала важные государственные вопросы, он встречался с Михаилом Саакашвили, который прибыл на Украину с непонятным визитом. Президент Грузии открыл новое здание Посольства Грузии, выступил на ток-шоу и почтил память жертв голодомора. На фоне газовых договоренностей Тимошенко действия Ющенко выглядели «не очень». Это показывает, кто обладает реальной властью в Украине. Правда, пока непонятно - поддержка Путина - это хорошо или плохо. Он уже поддерживал Януковича и Шредера. В результате один так и не стал президентом, а второй вообще ушел из политики - в «Газпром», резюмирует автор статьи.
Комментируя новое обострение отношений между Россией и Японией по поводу Курильских островов, наблюдатели перспективы российско-японского взаимодействия характеризуют как "покрытые туманом". И это уже к спорту касательства не имеет, если не расценивать так перетягивание каната, которым Токио и Москва занимаются со времен окончания Второй мировой, подчеркивают «Столичные новости». Речь идет о группе островов Курильской гряды, которую японцы называют «северными территориями», а россияне считают «исконно русскими». 20 ноября, на заседании кабинета министров, в ответе на депутатский запрос правительство Японии сформулировало современный статус четырех южнокурильских островов как «незаконно занятых Российской Федерацией». МИД РФ отреагировал пока в духе политкорректности. «Очевидно, что подобные высказывания не только наносят ущерб складывающейся в двусторонних отношениях атмосфере добрососедства... но и вступают в явное противоречие с декларируемым новым японским руководством стремлением к спокойному и уважительному диалогу по проблеме мирного договора с целью поиска его взаимоприемлемого решения», — сказано в сообщении департамента информации и печати внешнеполитического ведомства. Дело вряд ли дойдет до каких-то демаршей наподобие отзыва послов — страны и так формально находятся в состоянии войны: договора о мире и добрососедстве между ними нет. Казалось бы, чего проще — извиниться и дело с концом. Однако имидж страны, в данном случае Японии, — вот, наверное, то, чего не намерены ронять в Токио. Тем более что и российское руководство далеко от идеалов политкорректного поведения. Сложно не согласиться: имидж страны зависит не только от числа ядерных боеголовок и упоминания в оборонной доктрине о праве превентивного удара, но и от поведения первых лиц. Когда в присутствии нашего премьер-министра Путин называет президента Ющенко «мазуриком», которому советует подальше держать от Саакашвили свой галстук, чтобы тот его «не слопал», а в ответ получает лишь хихиканье главы кабмина Украины, понимаешь: «имидж» — слово непостижимо иностранное для носителей славянского менталитета. И вряд ли стоит Киеву приносить извинения за «исконно русский» Севастополь.
СМИ Белоруссии
Обозреватель "Белорусских новостей" считает, что «интрига вокруг встречи российского президента с белорусской прессой закручивалась туго. Но в итоге ничего сенсационного не прозвучало. У Медведева же оказалось с лихвой политкорректности, но маловато энергетики. А возможно, Кремль просто решил не обнажать шпагу. Пока. Но дал понять, что в случае обострения готов использовать разные виды информационного оружия и политического давления.
В преддверии подписания документов о создании Таможенного союза автор FAY пытается разобраться в специфике белорусского бизнеса. Он делает вывод о неспособности реально оценить ситуацию, остановить лихорадку страха что-то потерять – дело, деньги, власть. Отсюда вечное ожидание какого-то «чуда»: денег дадут и не потребуют вернуть, цена на газ упадет, в России к власти придет Зюганов или вообще федерация развалится и все побегут к Минску, все кинутся покупать трактора и часы «Луч». Далее, анализируя развитие интеграционных проектов, он пишет, что «Таможенный Союз России, Казахстана и Беларуси сам по себе является и феноменом и надеждой. Прежде всего, необходимо отметить, что до настоящего времени ни один из интеграционных проектов на постсоветском пространстве не достиг второго этапа экономической интеграции – таможенного союза. Принято говорить о единой таможенной зоне в рамках российско-белорусской интеграции, но за 14 лет своего существования она так и не была доведена до должного состояния, позволяющего переходить к третьему этапу интеграционных процессов в экономике двух государств, формально выступающих партнерами по созданию Союзного Государства. Беларусь – вечный посредник – контрабандист на большой европейской дороге. О создании Таможенного Союза в рамках ЕврАзЭс говорится не первый год, но за 10 дней до саммита ЕврАзЭс А.Лукашенко вспомнил об угрозе белорусскому экономическому суверенитету. Естественно, речь не идет о белорусском экономическом суверенитете. Вопрос об участии Минска в Таможенном Союзе белорусский президент по традиции пытается сделать предметом торга между Беларусью и Россией, а если повезет и в формате треугольника Москва – Минск – Брюссель. Цена вопроса в духе белорусского бизнеса: или все или ничего. Но вряд ли Таможенный Союз потянет на себе всю экономику Республики Беларусь. Тем более, что есть сомнения, что он вообще состоится… «Все» это уже было… и не раз. Если кто-то хочет входить в Таможенный Союз ЕврАзЭс и параллельно строить в рамках «Восточного партнерства» зону свободной торговли, то это равносильно выйти замуж и жениться одновременно. Даже А. Лукашенко при всех его талантах перевоплощения вряд ли не сможет эти функции совместить. Так что, скорее всего, останется только «ничего».
Тему продолжают газеты "Белорусские новости" и "Завтра твоей страны". Возникают все большие сомнения по поводу запуска таможенного союза, отмечает журналист "Белорусских новостей". Очевидно, что Минск никак не может определиться, что выгоднее: таможенный альянс с Россией и Казахстаном или участие в зоне свободной торговли с ЕС. По мнению независимых экспертов, вступление в таможенный союз затормозит создание зоны свободной торговли между Беларусью и ЕС. Участвуя в таможенном союзе, правительство пытается решить локальную задачу: снять экспортную пошлину на российскую нефть и понизить цены на российский природный газ для Беларуси. Однако этот проект принесет Беларуси больше вреда, чем пользы. Автор издания "Завтра твоей страны" считает, что как только торговля между тремя государствами станет беспошлинной, резиденты свободной экономической зоны вряд ли смогут конкурировать с российскими и казахскими предприятиями. Прежде всего, возникают вопросы относительно единой таможенной пошлины, и, следовательно, рынков сбыта продукции резидентов СЭЗ. Конкуренция на белорусском рынке значительно возрастет за счет притока более дешевых товаров из России и Казахстана. И если учесть, что до 80 процентов своей продукции резиденты СЭЗ экспортировали в Россию, то в Таможенном союзе сделать это будет очень и очень сложно.
СМИ Латвии
Президент России Дмитрий Медведев на выходных критиковал правящую партию «Единая Россия», назвав ее отсталой. Гнев президента вызвал способ, с помощью которого «Единая Россия» победила на прошедших в прошлом месяце региональных выборах. «Некоторые региональные отделения «Единой России» показывают подчас признак отсталости, сводя политическую деятельность лишь к аппаратным интригам, к играм. Выборы, призванные быть всенародным волеизъявлением, состязанием идей и программ, в результате этого иногда превращаются в некие истории, когда демократические процедуры путаются с административными», - цитирует "Диена" выступление Медведева на состоявшемся 21 ноября съезде «Единой России». После прошедших 11 октября региональных выборов, на которых «Единая Россия»» одержала убедительную победу, ряд оппозиционных партий заявили, что это достигнуто путем фальсификации результатов и при помощи административного ресурса. Хозяин Кремля считает, что единороссы должны научиться побеждать в открытой борьбе. «Демократия существует, чтобы народ смог реализовать свое исключительное право на управление государством, а партия - это только инструмент. Да, очень важный, крайне необходимый, но лишь инструмент, средство», - сказал Медведев.
После того, как с работы был уволен милиционер, разместивший в Интернете заявление о беззаконии, которое допускает его начальство, в России разгорелись жаркие дискуссии о царящем в милиции произволе, пишет обозреватель газеты "Диена". В российской прессе появился вывод: те, кто должен защищать закон, нарушают его. Майор милиции Новороссийска Алексей Дымовский был отстранен от должности через несколько дней после того, как он разместил в Интернете обращение к премьер-министру Владимиру Путину. Дымовский утверждал, что милиционеров заставляют работать по выходным, за что они не получают доплату, вынуждают раскрывать несуществующие преступления и наказывать невиновных. Министр внутренних дел Рашид Нургалиев заявил, что в ходе проверке ничего такого не было выявлено. Дымовского обвинили в клевете на коллег. Милиция в современной России уже давно никого не охраняет, а отнимает деньги. Именно такое мнение о милиции сложилось у среднего россиянина. И это в лучшем случае, поскольку иногда милиция избивает и даже убивает. Начальник одного из отделений милиции Москвы Денис Евсюков в апреле этого года после бурно отмеченного в ресторане 32-летия устроил расстрел в супермаркете, убив троих и ранив девятерых человек. Следствие установило, что в детстве Евсюков получил травму головы и лечился в детской психиатрической больнице. Это не помешало ему выучиться на милиционера и стать начальником отделения. В октябре произошел еще один случай, который свидетельствует о царящем среди работников милиции произволе. В Республике Тува дорожный инспектор остановил автомашину, в которой находились мужчина и его подруга. Сидящий за рулем молодой человек, как позже утверждал милиционер, был пьян, вел себя вызывающе и угрожал предметом, похожим на пистолет. Милиционер убил его выстрелом в голову и тяжело ранил женщину. В ходе следствия выяснилось, что молодой человек был трезв, и единственное его нарушение езда без водительского удостоверения. Российские правозащитники приводят сотни аналогичных случаев, когда милиционеры применяли несоразмерную силу. Обычно никого за это не наказывают. Для решения проблемы часто говорят о необходимости реформ. Эксперты считают, что, прежде всего, надо сократить численность работников милиции, которая сегодня составляет 13 милиционеров на 1000 жителей. В большинстве государств на 1000 человек приходится 3-4 полицейских. Предлагается также переименовать милицию в полицию.
СМИ Армении
Может ли второй президент Армении Роберт Кочарян вернуться в политику и изложить серьезную политическую позицию? – задается вопросом интернет-газета Lragir.am. По ее мнению, в этом вопросе Кочарян оказался перед лицом серьезных проблем. Шансы на возвращение в публичную политику чрезвычайно малы, и Кочарян сам это понимает. Он понимает, что все пути возвращения в политику перед ним закрыты. Об общественном пути даже говорить не приходится, ибо сложно представить, что в ближайшие годы может возникнуть общественный спрос в возвращении Кочаряна. Скажем, спрос в возвращении первого президента Левона Тер-Петросяна появился через 10 лет, и его появлению весьма и весьма способствовала политика Кочаряна. Так что, общественный спрос на возвращение Роберта Кочаряна зависит теперь от нынешнего президента Сержа Саргсяна и, пожалуй, Левона Тер-Петросяна. К примеру, если бы Роберт Кочарян не пытался искоренить оппозицию, Левон Тер-Петросян, может, и не нашел бы путь назад - в политику. В отличие от Кочаряна, Серж Саргсян не идет по пути уничтожения оппозиции, чтобы даже при наличии общественного спроса Кочарян не нашел путь назад, который будет заблокирован стабильной оппозицией. И остается лишь тот путь, которым Кочарян уже раз воспользовался, придя к власти – внутриполитические брожения. Но в 1998 году Кочарян был не один – с ним были Вазген Саркисян и Серж Саргсян. Сейчас Вазгена Саркисяна нет, да и Сержа Саргсяна тоже нет в системе. Более того, в 1998 году Кочарян сам был в системе и обладал определенными рычагами. Теперь он вне системы, а это значит, что его возможности вызвать внутриполитические брожения строго ограничены, даже при наличии хранящих ему верность чиновников. Но есть еще одно обстоятельство, воспрещающее возврат Роберта Кочаряна - это совместный интерес Сержа Саргсяна и Левона Тер-Петросяна, которым выгодно сдерживание Роберта Кочаряна. Этот совместный интерес, который, судя по всему, пользуется одобрением международного сообщества и силовых центров, является главным препятствием для Кочаряна.
Война на Кавказе выгодна только России, которая одним махом может вернуть утраченные позиции, причем все равно, кто эту войну выиграет. По тому, как начали озвучивать число предполагаемых потерь азербайджанской армии видно, что возможность военного решения конфликта, а вернее, еще одного поражения Азербайджана реальна. Что будет делать Ильхам Алиев и его окружение, если получится не так как он хочет, а так, как будет на самом деле? Не нужна война в регионе никому, да и самому Азербайджану тем более. Между тем, мало кто обратил внимание, что почти во всех публикациях мировых СМИ говорится, пока завуалировано, что это война армян Карабаха, провозгласивших независимость, за спиной которых стоит Армения. Терминология «война между Арменией и Азербайджаном» постепенно уступает «переговорам между Баку и Степанакертом». И единственное что сейчас нужно – обеспечить безопасность коммуникаций и стабильность в регионе перед лицом более серьезной угрозы: предполагаемого создания со стороны США «Независимого Курдистана». Вот тогда действительно ни Турции, ни Ирану, ни Сирии не будет до Карабаха и тем более до Ильхама Алиева. Заключенный недавно пакт между Турцией, Сирией и Ираном направлен именно против создания курдского государства. Так что мировые державы думают об этом, а не об «усилиях Минской Группы», которая худо-бедно выполняет свою работу. Тем более, что обходится эта деятельность странам-посредникам почти даром. Деньги начинают течь рекой, когда есть вариант военного решения конфликта, как это было с бывшей Югославией, пишет интернет-портал Panarmenian.net.
СМИ Азербайджана
Газета «Азадлыг» обращает внимание на высказывание генсека ОДКБ Николая Бордюжа, прокомментировавшего заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева о возможности возобновления войны в Карабахе. "Когда я читал эту информацию, то подумал, что инициатива президента России о необходимости подписания юридически обязывающих договоров по безопасности очень своевременна и то, что мы должны иметь такой договор, который исключит возможность каких-либо силовых решений проблем политического характера, - это сегодня абсолютная истина", - подчеркнул Бордюжа. "Как я могу отнестись к заявлениям о возможности начала войны? Конечно, отрицательно. Я бывший военный, человек, который был в горячих точках и знаю, что значит война и человеческие жертвы. Я очень надеюсь, что это было ни что иное, как заявление, ориентированное на стимулирование достижения соглашения по Карабаху, не более того. Категорически негативно и отрицательно отношусь к любым заявлениям, касающимся возможности решения любых политических конфликтов военным путем", - резюмировал Бордюжа.
В газете «Тезадлар» приводится мнение американского конгрессмена Майкла Макмахона, полагающего, что США и Россия заинтересованы в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. "Американо-российское сотрудничество откроет пути к миру в регионе и энергетической безопасности, выходящей за пределы Кавказа", - сказал американский конгрессмен Макмахон.