Россия – это главный вопрос внешней политики, и он больше всего волнует Европейский Союз. Переговоры в Брюсселе могут зайти в тупик, поскольку старые и новые члены этого блока, в который входят 27 государств, расходятся во мнении относительно того, как им вести себя с Кремлем. Дипломаты ЕС часто жалуются на отсутствие прогресса, но они также не смогли представить конструктивные идеи относительно того, как можно было бы поставить отношения с Россией на новую основу.
Однако период после Второй мировой войны показывает, что даже два таких заклятых врага как Франция и Германия способны преодолеть копившееся веками недоверие, а сближение между ними способствовало укреплению мира и благополучия в Западной Европе.
После того как ЕС расширился и в него вошли бывшие коммунистические страны Восточной Европы, возникла возможность для еще одних бывших врагов – Польши и Германии – завершить формирование стабильности в воссоединенной Европе. «Если Польша и Германия смогут установить намного более глубокие отношения, то это могло бы способствовать расчистке завалов в отношениях ЕС с Россией», - отметил Директор варшавского Института общественных проблем Яцек Кухарчик (Jacek Kucharczyk). – Это могло бы иметь далеко идущие последствия для процесса демократизации восточных соседей ЕС».
Новые отношения между Германией и Польшей имеют решающее значение, потому что обе эти страны в своей истории ощутили на себе воздействие России, особенно в ходе войн. Веками Германия и Россия враждовали за право занимать господствующее положение в Польше. Однако Германия и Россия вели также жесточайшую борьбу друг против друга во время Второй мировой войны. Несмотря на то, что Польша уже стала членом НАТО и ЕС, Германия воссоединилась, а Советский Союз больше не существует, - этот беспокойный и сложный треугольник отношений продолжает оказывать вредоносное воздействие.
У определенной части польского политического класса существует инстинктивный страх быть окруженным Германией и Россией, а также страх того, что эти две страны будут договариваться друг с другом за ее спиной. Один из примеров этого страха - российско-немецкий трубопровод Nord Stream. Он пройдет по дну Балтийского моря, и таким образом значение Украины, Беларуси и Польши как транзитных государств для поставок российского природного газа в Европу уменьшится, но одновременно возрастет зависимость этих стран от российского газа.
Когда Польша выносит на обсуждение вопрос об энергетической безопасности, Россия и Германия иногда обвиняют поляков в том, что они препятствуют достижению прогресса в отношениях между Брюсселем и Москвой. Если Германия начинает углублять свои политические и торговые отношения с Россией, то у поляков возникают опасения относительно того, что Германия может поставить свои собственные интересы выше европейских. «По сути, мы имеем дело со столкновением с исторической памятью», подчеркнул господин Кухарчик.
Германия и Польша пытались разобраться в своих различных подходах к историческим событиям с помощью Веймарского треугольника (Weimer Triangle). Этот политический механизм был основан в 1991 году министрами иностранных дел Франции, Германии и Польши, а его идея состояла в том, чтобы Польша получила возможность использовать франко-германское сближение как модель для своего примирения.
«Веймарский треугольник сыграл в то время важную роль, но мы должны двигаться дальше, -заявил европейский эксперт Германского совета по внешней политике Ян Техау (Jan Techau). – Отношения между Германией и Польшей могли бы быть намного, намного лучше».
Пока не было никаких инициатив ни из ведомства федерального канцлера, ни из министерства иностранных дел относительно того, как можно было бы углубить отношения с Польшей. Федеральный канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel) и министр иностранных дел Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle) только на словах положительно отзываются о Веймарском треугольнике, вместо того чтобы конкретно заняться главной проблемой, которая омрачает польско-немецкие отношения, – как преодолеть различия в подходах к России. Хотя госпожа Меркель и попыталась успокоить опасения Польши по поводу трубопровода Nord Stream, и у нее, кроме того, хороший контакт с польским премьер-министром Дональдом Туском (Donald Tusk), - тем не менее в отношениях между этими странами нет необходимого сущностного содержания.
«Я не вижу никаких идей, исходящих от немецкой стороны, относительно того, как надо было бы продвигать вперед наши отношения таким образом, чтобы обе страны могли бы вместе работать с Россией», отметил директор Польско-германского института в Дармштадте (Darmstadt) Дитер Бинген (Dieter Bingen).
В Польше, несмотря на существующие подозрения по поводу Германии и России, правоцентристское правительство господина Туска выбрало вариант более прагматичных отношений с Россией, если сравнивать с подходом к этому вопросу его предшественника и представителя национально-консервативного направления Ярослава Качиньского (Jaroslaw Kaczynsky), который просто отказывался иметь дело с Кремлем. Этот подход также свидетельствует об отходе Польши от непреклонной атлантической позиции, а также об усилении ее активности внутри ЕС.
Министр иностранных дел Польши Радек Сикорский (Radek Sikorsky) стоит за всеми этими переменами. Он считает, что у Польши больше шансов добиться энергетической безопасности и укрепить свое политическое влияние среди ее восточных соседей, включая Украину, Беларусь, Молдову и Россию, если она будет действовать изнутри как член ЕС.
«Польша включается в практические действия, и, поскольку мы теперь в Европе значим больше, чем это было раньше, мы можем добиться значительно больших результатов», - заявил господин Сикорский в речи в прошлом месяце на заседании независимого фонда Стефана Батория в Варшаве. Прежде всего, следует отметить, что «стимулирование модернизации и демократизации могло бы иметь через какое-то время геополитические последствия», добавил он.
Польша уже предприняла все возможное со своей стороны для того, чтобы привлечь Россию. Обе страны недавно учредили совместный польско-российский институт для изучения вопроса об убийстве по приказу Сталина в 1940 году нескольких тысяч польских офицеров в лесу недалеко от Катыни. Возобновила свою деятельность также Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству. Если говорить коротко, заметил господин Сикорский, то мы «поднимаем наши отношения с Россией до европейских стандартов, что принесет нам значительные преимущества. Мы принимаем участие в создании стратегических партнерских отношений между Европой и Россией».
Это весьма амбициознная цель. Она свидетельствует о том, что Польша серьезно настроена на то, чтобы установить более тесные отношения с Россией. С течением времени, возможно, мнение России о том, что Польша возглавляет антироссийский лагерь внутри ЕС, может измениться. Это также могло бы способствовать улучшению отношений между Брюсселем и Москвой, если Германия поддержит польские инициативы.
«Наши отношения с Германий являются для нас ключевыми, особенно когда речь идет о выработке политики ЕС в отношении России, - подчеркнул эксперт по внешней политики Фонда Батория Гжегош Громадский (Grzegorz Gromadsky). – Однако Германия также осознает, что ей нужна Польша для того, чтобы ЕС смог установить долгосрочные отношения с Россией».
Германии еще предстоит отреагировать на инициативы Польши в отношении России и на новую роль этой страны в ЕС. Если Германия сделает это и создаст новый германо-польский альянс, то последствия такого шага можно было бы сравнить с тем, что сделало после 1945 года для Европы франко-германское сближение. Для объединенной Европы все это могло бы иметь очень серьезные последствия.