Вчера Кэтрин Эштон, баронессу Апхолландскую (Catherine Ashton, Baroness Ashton of Upholland) настигло прошлое: новый верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности оказалась вынуждена отрицать, что она брала деньги у Советского Союза, когда она была казначеем организации «Кампания за ядерное разоружение» (Campaign for Nuclear Disarmament, CND)( «Кампания за ядерное разоружение » (Campaign for Nuclear Disarmament, CND) - объединение английских сторонников ядерного разоружения, выступавшее за отказ Великобритании от производства и применения ядерного оружия. Возникло в 1958 г. Подозревалась в том, что в значительной степени финансировалась из Москвы и контролировалась ею – прим. перев.).
Леди Эштон, назначение которой на занимаемый ею сейчас пост стало сюрпризом, спросили, будет ли она отрицать, что у нее были контакты с российскими источниками на пике «холодной войны», когда счета организации находились в ее ведении.
Таймс (The Times) выяснила, что ее деятельность в организации CND вызывает беспокойство всех стран рухнувшего «железного занавеса», являющихся сейчас членами Евросоюза, и что члены Европейского парламента собираются задать ей ряд вопросов в связи с открывшимися обстоятельствами, когда она появится перед ними во время слушания, на котором планируется подтвердить ее назначение.
Вчера Найджел Фарадж (Nigel Farage), лидер Партии независимости Великобритании (ПНВ), поднял этот вопрос в зале заседаний Европейского парламента, получив выговор за то, что отозвался о Леди Эштон и новом президенте Евросоюза Хермане Ван Ромпее как о пигмеях.
Фарадж также добавил: «Она была казначеем в период, когда CND получил очень крупные пожертвования, и отказалась раскрыть их источники. Станет ли баронесса Эштон отрицать, что когда она была казначеем, она взяла деньги у организаций, являющихся противниками демократии западного типа? Нам и правда нравится, что человек, который будет отвечать за нашу внешнюю политику безопасности, был активистом такого учреждения, как CND? Я не думаю, что она действительно подходящий человек для этой работы».
Леди Эштон не присутствовала в зале, однако ее представитель заявил: «Это было более 25-ти лет назад. Она ушла из «Кампании за ядерное разоружение» в 1983 году и с тех пор никак не была связана с этой организацией. Когда она работала в CND, она ни разу не посещала Советский Союз, не имела контактов с Советским Союзом и никогда не принимала каких-либо денежных средств из советских источников. Она впервые посетила Россию в качестве комиссара ЕС по вопросам торговли».
Все кандидаты в комиссары следующего состава Европейской комиссии должны пройти через процедуру официального слушания в Европейском парламенте, и Европейская народная партия - крупнейшее объединение правоцентристских партий - обязалась отклонить кандидатуру каждого, кто в прошлом поддерживал коммунизм. Леди Эштон отрицала, что была членом коммунистической партии.
В среду у нее должна состояться неофициальная встреча с комитетом Европарламента по международным делам, а в январе пройдет официальное слушание, хотя Эштон приступит к исполнению своих новым обязанностей уже во вторник.
Кришьянис Кариньш (Krisjanis Karins), правоцентристский член Европейского парламента от Латвии, заявил: «Была обнародована кое-какая информация о том, что она была участником этого марксистского движения. Если дело обстоит именно так, это не может не тревожить. Вопрос о том, как верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности будет вести диалог с нашим восточным соседом, является предметом нашего особого беспокойства».
Гинек Файнон (Hynek Fajnon), член Европейского парламента от чешской правоцентристской Гражданской демократической партии, заявил газете «MF DNES»: «Нет никаких сомнений, что Кремль поддерживал деятельность CND. Если, будучи казначеем организации, Эштон принимала в этом участие, будет огромной скандал».
Председательница CND Кейт Хадсон (Kate Hudson) сообщила: «Сторонники сохранения ядерного оружия не один год делали заявления подобного рода, но при этом ни разу не предъявили никаких доказательств в их поддержку. В восьмидесятых годах Брюс Кент (Bruce Kent) (вице-президент «Кампании за ядерное разоружение» – прим. перев.) предложил 100 фунтов стерлингов любому, кто сможет доказать, что CND получала деньги от Москвы – никто так и не потребовал этот чек».
Хадсон добавила также: «ПНВ всего лишь по новой «пережевывает» неподтвержденные обвинения многолетней давности, которые на самом деле ничем не обоснованы. ПНВ приводит цифры, относящиеся к году, когда сотни тысяч людей присоединялись к одной из крупнейших демонстраций того века в Великобритании, в ходе которых бесчисленное множество анонимных лиц могли сделать пожертвования самых разных размеров – в этом и отличие от средств, получаемых благодаря махинациям иностранной державы. CND намерена проконсультироваться с юристами в связи с обвинениями, сделанными ПНВ».