В понедельник Дмитрий Медведев дал интервью белорусским СМИ. Журналистов пригласили в президентскую резиденцию «Барвиха», усадили за один стол с Медведевым — практически плечом к плечу, напоили «Императорским» чаем. Полтора часа российский лидер добросовестно отвечал на все вопросы, шутил, пускался в воспоминания докремлевской молодости. Наговорил на две газетные полосы, сотнями заголовков разошелся по интернету. Но однозначного ответа на вопрос, зачем российская сторона это интервью организовала, политологи и аналитики дать не могут.
Формально встреча Медведева и белорусских журналистов была посвящена десятилетию подписания договора о Союзном государстве. Некоторые российские издания, к примеру, «Ведомости», со ссылкой на источник в Администрации президента России пишут, что «это ответ Лукашенко, который имеет неприятную для российского руководства привычку встречаться не только с российскими журналистами, но и оппозиционерами и даже рассылать письма губернаторам с жалобами на действия президента и премьера».
Российский президент также не обошел вниманием встречи Александра Лукашенко с российскими журналистами, но подал это как пример коммуникации политических лидеров с гражданами наших стран. Однако представителей российских СМИ десятками возят на пресс-конференции к Лукашенко уже не первый год, и до сих пор это не вызывало у российских президентов, как выразился вчера Медведев, ощущения, «что мы все-таки мало общаемся».
Любопытно и молчание газеты «Коммерсант». Имеющее свои источники, похоже, даже в администрации Северного полюса издание беседе российского президента с белорусскими журналистами не посвятило ни строчки. Значит ли это, что российский президент и в самом деле не планировал ни о чем сигнализировать официальному Минску? Или планировал, но реализовано это было так, что об этом приходится только догадываться?
Поездка белорусских журналистов в Москву сопровождалась ожиданием взрыва информационной бомбы. Иначе с чего бы это вызывать в Барвиху минские СМИ, особенно те, которые по умолчанию микшировать медведевские выпады не будут? Да и поводы-то запустить парочку-другую критических стрел в белорусского коллегу у Медведева были. Самый свежий — проявившийся у Лукашенко за десять дней до подписания основных документов скепсис в отношении Таможенного союза.
Но бомба не взорвалась. Хлопушка — максимум. Медведев был красноречив, но от прямых ответов прятался за многослойными дипломатичными конструкциями. Да, российский президент кольнул-таки Лукашенко за непарламентские высказывания в адрес российского правительства. Мол, все эти обвинения он воспринимает и на свой счет. Но облек свой упрек в настолько корректную словесную оболочку, что адресата упрека этим, наверняка, немало посмешил.
Больше ничего острого во вчерашнем меню предложено не было. Остальные блюда — сплошь постные.
«В последнее время Медведев произносит такое количество речей, делает столько заявлений, что даже не успеваешь все отслеживать. Но за этими речами ничего нет — набор слов, — сказал «Белорусским новостям» российский политолог Леонид Радзиховский. — Инфляция заявлений Медведева такова, что люди, я имею в виду не только простых людей, но и чиновников, уже перестают его воспринимать».
По словам политолога, вся современная российская политика — «чистейшая имитация, и белорусско-российские отношения идеально вписываются в контекст этой политики». Относится это, по мнению Радзиховского, и к объявленному Медведевым курсу на политическую и экономическую модернизацию России.
В общем, говорит Леонид Радзиховский, «не заморачивайтесь». В смысле, не ищите скрытый смысл высадки белорусского журналистского десанта в Барвиху, тем более, если его нет.
Пробовал, судя по всему, искать смысл этой встречи и президент Беларуси Александр Лукашенко. И не нашел, о чем и поведал сегодня руководителям государственных информагентств стран СНГ, которые собрались на свой совет в Минске.
«Я недавно просмотрел стенограмму встречи президента России с белорусскими журналистами и убедился, что это абсолютно бессмысленное мероприятие», — отметил Александр Лукашенко.
«Это, как говорится, симметричный ответ на встречу Лукашенко с журналистами России, при том, говорят, оппозиционными журналистами... Я, правда, не знаю, были ли приехавшие к нам журналисты оппозиционными — они приезжают к нам по сто человек. Но мы проводим эти встречи для того, чтобы сказать правду о себе. Россия не знает, чем живет Беларусь, потому что основные каналы не освещают ситуацию, а если и освещают, то вы знаете, как они это делают. Поэтому я вынужден встречаться с журналистами России», — пояснил белорусский президент.
По его мнению, Медведев пригласил к себе «таких журналистов, многие из которых русского человека на дух не переносят». «Хотя бы посоветовались, прежде чем приглашать», — заметил Лукашенко.
«Я так подумал: зачем? Что эта встреча даст? Меня уколоть? Я спокойно к этому отношусь, потому что уже уколов хватило. Рассказать что-то новое? А что расскажешь, если каждый день мы видим телепередачи, читаем газеты: здесь Россия представлена так, как Россия хочет этого. И смотрю: ну, встреча получилась просто пустая», — подчеркнул глава белорусского государства.
«Вот есть факт встречи. Прочитал я внимательно, о чем там говорилось... О Таможенном союзе — так мы здесь недавно подробно рассказали о Таможенном союзе, наше общество об этом знает. О Союзном государстве? Мы честно и откровенно больше рассказываем, без дипломатических разных условностей и т.д. Еще какие-то вопросы поднимались, которые и так в Беларуси довольно широко уже обсуждены, — отметил Александр Лукашенко. — Спрашивается: зачем была эта встреча?».
Президент Беларуси считает, что «это нормально, когда президент России, наш лучший друг, встречается с белорусскими журналистами», хотя не взялся судить, надо ли было Медведеву это интервью или нет. Но, по словам Лукашенко, «для таких встреч должна быть какая-то основа». И, главное, заметил президент Беларуси — «чтобы последствия были хорошими».