Длина Босфорского пролива, на берегах которого расположен Стамбул, составляет около 30 км, а минимальная ширина - 700 метров. Это один из самых оживленных и потенциально опасных водных путей, где, даже при наличии соответствующих последним достижениям систем радиолокационного контроля, на борту транзитного судна все равно непременно должен быть штурман.
В верхней части пролива берега окаймлены лесами и деревушками, а дворцы и мечети Стамбула расположены в его нижней части - там, где самые великолепные виды.
С 1995 года интенсивность движения нефтяных танкеров через пролив удвоилась, а благодаря стремительному росту добычи нефти в России и в Каспийском бассейне в течение следующих десяти лет она предположительно снова возрастет вдвое. С учетом этого, неудивительно, что Турция во что бы то ни стало хочет обеспечить создание альтернативного экспортного маршрута.
«Движение через пролив уже представляет неприемлемый риск для населения Стамбула, так что любой нефтепровод, который сможет ослабить [нефтяную] нагрузку, будет только приветствоваться», - заявил Бурак Озугергин (Burak Ozugergin), спикер министерства иностранных дел Турции. Турецкий МИД уже давно предупреждал об опасностях, которыми грозит слишком интенсивное движение танкеров.
Турция предложила в качестве решения строительство нефтепровода «Самсун-Джейхан» или Трансанатолийского трубопровода протяженностью в 550 км, который планируется использовать для транспортировки нефти с берегов Черного моря через территорию Турции до Средиземноморского побережья – в обход забитого судами Босфора.
Проект финансируется консорциумом в составе турецкой компании «Чалык Энерджи» (Çalik Enerji) и итальянской компанией Eni. Проектируемая мощность нефтепровода - 1,5 млн баррелей в сутки.
Ожидается также, что этот проект даст импульс развитию нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности в средиземноморском порту Джейхан. Турция уже давно лелеяла честолюбивые замыслы по превращению этого города в крупный региональный энергетический центр.
Тем не менее, несмотря на прошедшую в 2007 году в Джейхане церемонию закладки первого камня, на которой председательствовал турецко-итальянский консорциум, «Чалык Энерджи» и Eni сбиваются с ног в попытках заключить соглашения о нефтепоставках, которых было бы достаточно, чтобы обеспечить коммерческую жизнеспособность трубопровода.
Eni может осуществлять нефтяные поставки с Кашагана - гигантского месторождения Казахстана, которое компания разрабатывает совместно с казахстанской государственной нефтяной компанией «КазМунайГаз». Но необходимо также поставлять по трубопроводу нефть российских или казахстанских производителей.
Однако с поддержкой не торопятся. Россия уже давно поддерживает конкурирующий проект, в рамках которого строится нефтепровод между Болгарией и Грецией – куда более короткий маршрут, а Казахстан уже давно отказался связывать себя обязательствами с любыми конкурирующими проектами.
Сейчас эта ситуация изменилась благодаря недавно подписанному Турцией, Италией и Россией соглашению, в котором три страны обязались вместе работать в рамках этого и других региональных энергетических проектов.
Кроме того российский премьер-министр Владимир Путин объявил, что обеспечил данному проекту поддержку Казахстана, хотя там пока не подтвердили это заявление.
Это довольно важный шаг, однако никаких конкретных соглашений о нефтепоставках по трубопроводу Самсун-Джейхан все еще не подписано.
«Переговоры и с Россией, и с Казахстаном все еще продолжаются», - сообщил Financial Times представитель турецко-итальянского консорциума.
Этот шаг подтверждает также, что Москва может решить судьбу проекта.
«Транспортировка нефти с помощью танкеров через пролив всегда будет дешевле, чем с помощью любого трубопровода», - считает аналитик компании Platts Джон Робертс (John Roberts).
«В конце концов, Россия контролирует нефтяные маршруты от Каспийского моря до Черного, и только Россия может обеспечить трубопроводу достаточно нефтепоставок, чтобы он был [экономически] жизнеспособным».
Подобный ход со стороны России обойдется недешево, предостерегает он, отмечая, что недавно подписанное соглашение гарантирует исполнение лишь одного обязательства – со стороны Турции, которая обязуется разрешить Eni и российскому «Газпрому» провести анализ технической осуществимости и экономической целесообразности строительства своего собственного обходного трубопровода.
Они планируют проложить этот трубопровод – газопровод «Южный поток» - по дну Черного моря, чтобы экспортировать российский газ в Европу в обход Украины, которая в прошлом предпринимала попытки использовать тот факт, что через ее территорию проходит российский газоэкспортный маршрут, как способ получения дешевого газа.
Россия также надеется на сотрудничество с Турцией в рамках других трубопроводных проектов – например, проекта прокладки по дну Черного моря второго газопровода, или удлинения уже действующего газопровода, проходящего к югу от Турции, до Джейхана и дальше - до Израиля, что в свою очередь означает появление возможностей для развития в Джейхане газовой промышленности.