За две недели до визита президента Обамы в Китай в Пекин с "особой миссией" приехали два высокопоставленных руководителя из Белого Дома. Они должны были попытаться убедить китайских лидеров надавить на Иран и заставить его отказаться от своей программы по созданию ядерного оружия.
Если Пекин не поможет Соединенным Штатам в данном вопросе, последствия могут оказаться очень серьезными, проинформировали китайцев высокопоставленные чиновники из Совета национальной безопасности Деннис Росс (Dennis Ross) и Джеффри Бейдер (Jeffrey Bader).
Как сказал ведущий представитель администрации США, китайцев проинформировали о том, что Израиль рассматривает иранскую ядерную программу как "угрозу собственному существованию, и что когда страны сталкиваются с угрозой собственному существованию, они не прислушиваются к другим государствам". Намек был недвусмысленный: Израиль может подвергнуть Иран бомбардировкам, а это приведет к кризису в районе Персидского залива и практически неизбежно создаст проблемы с поставками нефти, столь необходимой Китаю для обеспечения своей мощной экономики. Представитель американской администрации рассказал об этом на условии соблюдения собственной анонимности.
В начале текущей недели Белый Дом получил ответ. Китай проинформировал Соединенные Штаты, что поддержит жесткое заявление, в котором Исламская республика подвергается критике за несоблюдение резолюций ООН и строительство секретного предприятия по обогащению урана. Это заявление, полученное Washington Post, является частью проекта резолюции, которая уже в четверг может быть принята 35-ю государствами, входящими в состав управляющего совета Международного агентства по атомной энергии, осуществляющего ядерный контроль от лица ООН.
Данная декларация носит в основном символический характер, но ее впервые с 2006 года поддержали и Китай, и Россия. А заявление в рамках резолюции является для Китая чем-то радикально новым, поскольку он давно воздерживается от критики в адрес ядерной политики Ирана. То, как Китай будет подходить к решению ядерной проблемы Ирана, станет первым испытанием для взаимоотношений двух стран, которые, по словам Обамы, "будут определять облик 21-го века".
Поскольку резолюцию поддержали даже давние союзники Ирана, европейские дипломаты в среду заявили, что она легко пройдет утверждение. В резолюции сооружение Тегераном подземного предприятия по обогащению неподалеку от города Кум характеризуется как "нарушение его обязательств" в рамках указаний ООН и МАГАТЭ. Если резолюция будет утверждена, ее передадут на рассмотрение Совета Безопасности ООН, который может принять решение о введении более жестких санкций против Ирана.
"Наше терпение не вечно", - заявил журналистам накануне сессии МАГАТЭ министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle), чье правительство составляло проект резолюции.
Но хотя дипломаты и эксперты по контролю вооружений и приветствовали ту поддержку, которую Китай выразил резолюции МАГАТЭ, кое-кто из них признает, что пока не ясно, готовы ли Россия и Китай пойти дальше и дать свое согласие на новые санкции против Ирана. Попытка получить комментарии от официальных представителей китайского посольства не удалась.
"Они выражают свое недовольство Ираном, но совсем другое дело - выльется ли это недовольство в принятие резолюции в Совете Безопасности ООН", - заявил бывший ядерный инспектор ООН Дэвид Олбрайт (David Albright), который сегодня возглавляет вашингтонский Институт науки и международной безопасности (Institute for Science and International Security).
Иран, который настаивает на том, что хочет покорить ядерную энергию исключительно для выработки электроэнергии, признал на этой неделе, что почувствовал усиление давления со стороны России в связи с расширением ядерных работ. Высокопоставленный иранский военачальник бригадный генерал Мохаммад Хасан Мансурян (Mohammad Hassan Mansourian) заявил государственному телеканалу Press TV, что Россия отказалась выполнять обязательства по поставкам обещанной военной техники "из-за давления со стороны сионистского лобби и американцев".
Октябрьский визит в Пекин высокопоставленных помощников из Белого Дома был назван частью масштабных усилий администрации Обамы по изоляции Ирана. Выдвигая свои доводы Китаю, представители администрации предупредили, что обретение Ираном ядерного оружия не только усилит угрозу возникновения ядерного конфликта, вызовет рост нефтяных цен и приведет к сбоям с поставками, но и может спровоцировать всплеск распространения ядерных вооружений.
Китайцев проинформировали, что "это может разрушить весь механизм международного режима нераспространения". Об этом рассказал официальный представитель, знакомый с деталями изложенного Россом обстоятельного анализа.
Китайцам было сказано, что такие страны как Саудовская Аравия, Турция и Египет могут начать осуществление своих собственных ядерных программ. "А когда эти работы начнут Саудовская Аравия, Египет и Турция, то что останется?"- спросил этот представитель. Последствия и в этом случае были вполне понятны. Самый крупный конкурент Китая в борьбе за региональное влияние Япония также может стать ядерной державой, отметил он.
По словам этого представителя, Обама во время своей поездки в Китай на прошлой неделе постарался усилить эту аргументацию во время встреч с председателем КНР Ху Цзиньтао. "Деннис и президент говорили о тех последствиях, которые могут возникнуть, если Иран пойдет вперед и получит возможность для производства высокообогащенного урана", - заявил он.
Соединенные Штаты хотят, чтобы Китай поддержал санкции против Ирана, если Тегеран отвергнет предложение об отправке большей части его запасов низкообогащенного урана за границу на переработку в топливные сборки для находящегося в этой стране исследовательского реактора.
Китай заявляет, что выступает против санкций. Китайские государственные энергетические гиганты за последние пять лет взяли на себя обязательства инвестировать в иранскую энергетику 120 миллиардов долларов. И пока начата лишь незначительная часть работ в рамках этих проектов. Иран также занимает второе место в объеме поставок нефти в Китай. В начале текущей недели одна из крупнейших нефтяных корпораций Китая Sinopec подписала очередной меморандум о взаимопонимании с иранской компанией National Iranian Oil Refining and Distribution Co., взяв на себя обязательство инвестировать дополнительно 6,5 миллиарда долларов в строительство нефтеперерабатывающих заводов на территории Ирана.
Сразу после своего прихода в Белый Дом Обама начал пытаться воздействовать на китайцев по иранской проблеме. Этот вопрос доминировал во время его сентябрьской встречи с Ху Цзиньтао на сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Обама заявляет, что иранский вопрос имеет важнейшее значение для "основополагающих национальных интересов" США. Он сознательно применяет ту терминологию, которой пользуется Китай при обсуждении таких болезненных проблем, как Тайвань и Тибет. "Их терминология к ним же и возвращается, она подчеркивает, насколько критичен данный вопрос для Соединенных Штатов", - заявляет официальный представитель США.
Американские руководители попытались также найти пути и способы, чтобы помочь Китаю отказаться от иранской нефти, о чем рассказали представители госдепартамента. О намерении увеличить экспорт нефти в Китай заявили официальные лица из Объединенных Арабских Эмиратов. Укрепляет связи с Китаем и Саудовская Аравия, что также совершенно определенно означает увеличение поставок нефти в КНР, отметили официальные представители США.