В России начинает работу новый кабельно-спутниковый телеканал "Страна", создатели которого обещают исключить из эфира насилие и сделать акцент на показе качественных художественных и документальных фильмов.
Канал, который официально начал вещание в четверг в 19 часов по московскому времени, хочет показывать лучшие теле- и кинопроизведения, созданные в регионах России и ближнего зарубежья.
Отбирать их будет специальное жюри, созданное при участии Евразийской академии телевидения и радио и Союза кинематографистов России. Помогать поиску достойных претендентов обещает глава российского кинематографического объединения Никита Михалков.
По словам генерального директора "Страны" Константина Колпакова, с марта этого года, когда начался отбор фильмов, в адрес канала уже пришло достаточно фильмов, чтобы заполнять эфир в течение трех месяцев.
"Зритель устал от насилия, которое показывается по практически всем телеканалам. Это есть и в новостях и в других программах: кровь, чернуха, убийства... Если кинопоказ, это боевики и опять-таки убийства, - сказал Колпаков bbcrussian.com. - Это утомляет лично меня как зрителя. И идея показывать доброе, правильное телевидение, мне кажется, очень своевременна".
Цензура?
Создатели "Страны" утверждают, что от насилия будут освобождены все без исключения программы, и если в той или иной ленте все же встретятся сомнительные эпизоды, авторов попросят их вырезать.
"Если нас что-то не устраивает, какие-то сцены насилия, мы предлагаем режиссеру каким-то образом уйти от этого, убрать, - говорит Колпаков. – Если режиссер согласен, мы это делаем. Если нет, то мы принимаем решение не ставить в эфир подобные продукты".
Эксперты соглашаются, что многие телезрители крайне недовольны потоком насилия, захлестывающего российские телеэкраны в течение последнего времени.
На сайте "Страны" размещены данные социологического исследования компании COMCON, согласно которому 68% опрошенных готовы смотреть телевидение без насилия. Еще 46% не хотят смотреть криминальную хронику, а 87% зрителей с удовольствием смотрели бы кинофильмы без "рискованных" сцен.
"Все, что происходило в эфире открытого телевидения последние пять-шесть лет, не вызывало никаких сомнений в том, что возмущение будет очень активным, - сказала bbcrussian.com телевизионный обозреватель "Радио Свобода" Анна Качкаева. - Во всяком случае люди, которых спрашивают, разумеется, имея в виду именно насилие и "желтуху", говорят о том, что хорошо бы ввести цензуру".
Криминальные рейтинги
Впрочем, на основе рейтингов российских телевизионных программ можно сделать совсем другие выводы. Первые места в них исправно занимают сериалы, основанные на уголовной тематике (а подобных в России большинство), новости о преступлениях и кинобоевики.
Достойную конкуренцию "криминальным" программам в последнее время составляют исторические телесериалы или многосерийные экранизации классических литературных произведений. Но подобную роскошь могут себе позволить лишь немногие федеральные телевизионные каналы.
"Рейтинги коммерческих каналов показывают, что часть аудитории с удовольствием смотрит такого типа телевидение, - констатирует Качкаева. - И это, как говорят у социологов, - "спираль молчания", когда непонятно – то ли спрос рождает предложение, то ли предложение рождает спрос".
По словам московского психолога Бориса Егорова, тягу людей к телевизионному насилию можно объяснить желанием безопасно и без особых усилий получить острые ощущения и отвлечься от общей безрадостной атмосферы, установившейся в России в последние годы.
"Вместо того, чтобы заниматься спортом, легче посмотреть фильм, возбудиться, адреналин получить и лечь спать, - говорит Егоров. - Это некая виртуальная жизнь".
"Это такое агрессивное развлечение, которое тоже отвлекает и дает возможность не размышлять всерьез о социальных, политических вещах и думать: "ну, слава Богу, не со мной происходит",- соглашается Качкаева. – А в другом случае – предполагать: "ну вот, адреналинчику бы еще подбросить..."
"Модный тренд"
Но сможет ли "Страна" создать альтернативу центральным телеканалам и стать отрадой людей, уставших от российских телевизионных стереотипов?
Руководитель нового канала Константин Колпаков надеется, что его детище сможет завоевать достаточно широкую аудиторию и в течение года получить около 10 млн. зрителей.
Вещание "Страны" будет идти круглосуточно через спутники "Экспресс-МД1" и HotBird6; канал также ведет переговоры с крупными московскими операторами кабельного телевидения "Акадо" и "Стрим".
Качкаева, однако, подчеркивает, что в российских условиях кабельно-спутниковый канал по определению нельзя ставить в один ряд с общенациональными, поскольку размеры их аудитории не идут ни в какое сравнение.
По словам телевизионного обозревателя, в последнее время все чаще делаются попытки создать телевизионный продукт для думающих людей. Но альтернативой ему вряд ли может быть канал, не имеющий выхода на общефедеральные сети.
"Я думаю, этот модный тренд будут пытаться оседлать еще очень многие люди, - говорит Качкаева. - Но кабельно-спутниковый канал, каковым является – и еще по сути не стал – канал "Страна", - вовсе не альтернатива Первому или Второму, или уж тем более НТВ, или сетевым каналам, которые покрывают 70% населения. Это не вопрос разговора со страной".
Качкаева также сомневается в успехе концепции "Страны", называя ее неопределенной и эклектичной.
Расчет на интеллигенцию
"Что это будет, толком еще никто не знает", - говорит эксперт. "Все это - заявления, которые очень модно звучат на общем фоне поиска другой, сложной, актуальной аудитории", - продолжает она.
Колпаков, впрочем, не считает "Страну" нишевым телеканалом. По его мнению, он рассчитан на "людей с высшим образованием 40-50 лет, интеллигенцию". "Наша аудитория – это не совсем экзальтированные любители музыки, балета и оперы, а средний образованный зритель", - настаивает руководитель нового телеканала.
Телевизионные рейтинги, впрочем, показывают, что, независимо от успеха попыток создать телевидение без драк и убийств, насилие на телеэкране всегда будет привлекать многомиллионную аудиторию.
В современной России людям, к этой аудитории не принадлежащим, стало довольно сложно оградить себя и свою семью от потоков крови, стекающих с телевизора.