Тегеран продолжает обдумывать предложение МАГАТЭ – оно заключается в том, что иранский уран будет обогащаться за пределами страны. Цель – произвести топливо для иранских реакторов, но предотвратить использование топлива для создания оружия. Наихудший, пессимистичный, ужасающий сценарий: самое опасное оружие мира - в руках революционного религиозного режима.
Чтобы обсудить, насколько это беспокойство оправдано, ко мне присоединятся немецкий публицист и эксперт по геополитике Юрген Эльцессер (Jürgen Elzesser). Недавно вышла его книга под названием “Иран: факты против западной пропаганды” (Iran: facts against western propaganda).
Спасибо, что пришли.
Итак, вы утверждаете в своей книге, что США и Израиль готовят нападение на Иран. Какие у вас есть доказательства?
ЮРГЕН ЭЛЬЦЕССЕР, германский публицист и политолог: Первое доказательство: Турция не хотела, чтобы Израиль принимал участие в общих военных учениях в октябре, потому что премьер Эрдоган опасается, что Израиль может использовать территории Турции для военных действий в отношении Ирана. В октябре 2009 года Конгресс США решил выделить 800 миллионов долларов на программу по созданию гигантской бомбы для уничтожения бункеров.
Деньги были выделены после запросов американского центрального командования, которое занимается всем Ближним Востоком и Ираном. Представители центрального командования утверждали, что бомба им нужна для надвигающейся атаки на бомбоубежище в условиях повышенной опасности. Это прямо описание иранской ситуации.
Какую ложь вы разоблачаете в своей книге?
ЮРГЕН ЭЛЬЦЕССЕР, германский публицист и политолог: Они заявляют, что Иран пытается создать атомную бомбу и использовать его против Израиля. Но это просто пропаганда. Доказательств нет. Это просто римэйк той лжи, которую США представили про Ирак в 2002-2003 годах. Шокирует, что мир верит в ту же самую ложь, что тогда говорилась про Ирак! США ведь даже не пытаются представить доказательств. Они знают, что доказательств нет, потому что МАГАТЭ осуществляет полный контроль над иранской ядерной программой, и доказывать по сути нечего.
Каков будет военный план? Такой же, как в Ираке?
ЮРГЕН ЭЛЬЦЕССЕР, германский публицист и политолог: Уверен, что уже есть детальный план. Но беспокоиться не о чем, потому что эти планы существуют всегда, каждая сверхдержава имеет такой план.
Проблема в том, что в Израиле сейчас крайне экстремистское правительство, которое может спровоцировать войну даже без согласования с американским президентом. На самом деле, сложилась такая ситуация, что Барак Обама не является ключевой фигурой.
В чем заключается политика “Ja-nein-jein”, политика "да-нет“ администрации Обамы, о которой вы пишете в своей книге?
ЮРГЕН ЭЛЬЦЕССЕР, германский публицист и политолог: Если посмотреть на позицию Обамы – он произнес несколько известных речей на тему ситуации на Ближнем Востоке.
Две из них очень сдержанные, одна была сделана в марте 2009, на иранский новый год. Тогда он сказал, что “нужна новая глава в отношениях, отношения должны быть основаны на взаимном уважении, мы не хотим угрожать друг другу”.
Также была речь в Каире в июне 2009 года, об отношениях США с исламским миром. Там он сказал, что необходимо найти ответы на вопросы по иранской ядерной программе, но также он отметил, что не стоит применять угрозы и военные действия.
Однако, была и третья речь, но о ней в западных СМИ почему-то не пишут. Во время избирательной кампании летом прошлого года он выступал перед Американо-израильским комитетом по общественным связям, крупнейшим еврейским лобби в США. Там он сказал, что Америка должна поддержать Израиль самым современным оружием, что у Израиля есть право на защиту своего суверенитета даже за пределами своих границ, и что Иран – главная угроза израильской безопасности. Это было очень жесткое выступление. Так что, мы не знаем, каков настоящий Обама. - Умеренный он политик, или он “сокол”?
В своей книге вы утверждаете, что германские СМИ запуганы Западом и антииранской пропагандой, и поэтому не могут писать и говорить на тему Ирана объективно, основываясь лишь на фактах. Как такое может быть в свободной демократической Германии?
ЮРГЕН ЭЛЬЦЕССЕР, германский публицист и политолог: Мы испытываем гигантское давление со стороны США. Например, чтобы устроиться на работу в одно из наших крупных издательств, Springer, которое издает множество газет, необходимо подписать заявление о том, что ты не будешь писать ничего против Израиля и США. Так что давление оказывается очень серьезное, и это совсем не свободная пресса.
Какую роль в решении проблемы ядерной политики Ирана может сыграть Россия?
ЮРГЕН ЭЛЬЦЕССЕР, германский публицист и политолог: Россия может стать хорошим посредником, и она уже им является. Мы добились компромисса в сентябре и октябре – иранцы согласились поставить свой низкообогащенный уран в Россию, а после во Францию, которая довершит обогащение и возвратит уран в Иран.
Это хорошее предложение. Это говорит о том, что Иран готов идти на компромиссы, что Иран доверяет России, и что Россия может стать реальным посредником между недоверием в Израиле и на Западе и иранскими амбициями по продолжению мирной ядерной программы.
А почему для оформления обложки книги вы выбрали фотографию, на которой изображено, как Уго Чавес обнимает Ахмадинежада?
ЮРГЕН ЭЛЬЦЕССЕР, германский публицист и политолог: На обложке видно, что они нравятся друг другу, что они обнимаются, это доказательство того, что Ахмадинежд мусульманин, но он очень умен, и старается подружиться с политиками и странами, которые не являются мусульманскими, относят себя к другому миру. Это картинка говорит больше, чем скажут тысячи слов. Ахмадинежад не является реинкарнацией Гитлера. Он открытый человек. Мы не обязаны его любить, но с ним можно сотрудничать.
Должен ли Иран отстаивать свою ядерную программу, включая право на обогащение урана?
ЮРГЕН ЭЛЬЦЕССЕР, германский публицист и политолог: Иран не должен сдаваться. Потому что право на развитие атомной энергии – это право каждого государства на планете. Иран подписал соглашение о нераспространении, и следует обязательствам. Ирану нет причин сдаваться. Будет неправильно, если будет прогибаться под давлением западных сверхдержав.
А что если через несколько лет Иран-таки разработает атомную бомбу? Вы допускаете, что можете оказаться неправы?
ЮРГЕН ЭЛЬЦЕССЕР, германский публицист и политолог: Моя книга и моя позиция основаны на фактах. Факты говорят, что в течение следующих 5-8 лет Иран не может построить бомбу просто технически. А что будет потом – никто не знает. Но политика должна основываться на реальности, а не на спекуляциях. Если вы основываете свои решения на спекуляциях, вы кончите как администрация Буша, которая предприняла ужасную войну, руководствуясь домыслами, фикцией.