Министр энергетики Болгарии недавно сравнил энергетический сектор своей страны с той манерой, в которой раньше играли в футбол в Англии - "с огромной энергией, активной беготней по полю и весьма низкой отдачей в достижении поставленных целей".
Так продолжалось очень долго. Критики говорят, что при прежнем правительстве социалистов развитие отрасли больше определялось тесными связями с Россией, нежели потребностями национальной экономики.
Министр финансов Симеон Дянков (Simeon Dyankov) недавно сказал, что в энергетике Болгарии до недавнего времени главным являлся принцип "все, что хочет Россия".
Но это было до июльских выборов, а после них новое правительство заморозило участие страны в трех крупных проектах, которые очень дороги Москве. Речь идет о новой атомной электростанции в Белене, о газовом коридоре "Южный поток" и о нефтепроводе Бургас-Александруполис.
Хотя Кремль призывал Софию принять решение в кратчайшие сроки, правительство не торопится. Некоторые аналитики говорят, что оно также изыскивает способы для ослабления контроля Москвы над энергетикой Болгарии.
ПЕРЕОЦЕНКА
Болгария полностью зависит от российских поставок нефти и газа. В 2007 году Москва обеспечила примерно 92 процента из общего объема в 4 миллиарда кубометров природного газа, поставленного государственной монополией Bulgargaz. Российскому "Лукойлу" принадлежит контроль над крупнейшим на Балканах болгарским нефтеперерабатывающим предприятием Neftochim Burgas, а атомная электростанция в Козлодуе использует российское топливо.
Во времена "холодной войны" Болгария была одним из ближайших приверженцев Советского Союза, и после демократических перемен 1989 года София также продолжала поддерживать тесные отношения с Москвой. Но все эти добрые отношения с Кремлем оказались бесполезны, когда Москва в январе почти на месяц прекратила поставки газа в Европу. Газовый кризис нанес по Болгарии мощный удар, оставив тысячи домов без тепла и приведя к закрытию школ страны.
В условиях экономического спада нынешний кабинет начал внимательно анализировать соотношение затрат и полезного эффекта трех крупных энергетических проектов.
Государство намерено уменьшить свою 51-процентную долю в АЭС «Белене». По оценкам правительства, стоимость этого проекта может достичь 10 миллиардов евро. Цель Софии заключается в том, чтобы профинансировать весь проект в Белене за счет частного капитала без предоставления государственных гарантий (хотя такой подход может еще больше укрепить позиции России, так как инвесторы из этой страны уже проявляют интерес к приобретению планируемых к продаже акций).
Некоторые эксперты утверждают, что новая атомная электростанция на 2000 мегаватт не нужна в любом случае.
"Сооружение "Белене" неоправданно, так как внутри страны потребностей в таком мощном объекте нет", - говорит Руслан Стефанов (Ruslan Stefanov) из аналитического Центра исследования демократии (Center for the Study of Democracy). А поскольку спрос на электроэнергию в Болгарии вряд ли увеличится, продолжает Стефанов, нет никаких оснований для строительства второй атомной электростанции просто в целях экспорта электричества.
Тем временем, ключевой инвестор в "Белене" немецкая компания RWE вышла из предварительного соглашения, которое она заключила с прежним правительством. Эта компания, которой принадлежало 49 процентов акций, отказалась от участия из-за мирового экономического кризиса и задержек в реализации проекта.
"Один-единственный инвестор и тот убежал. Это говорит об отсутствии интереса к "Белене"", - заявляет Мартин Димитров (Martin Dimitrov). Димитров возглавляет парламентский комитет по экономике и энергетике, являясь членом правофланговой "синей коалиции", которая предупреждает, что дальнейшее финансовое участие государства в этом проекте грозит разрушением экономической стабильности.
На этой неделе министр иностранных дел Болгарии Румяна Желева (Rumyana Zheleva) заявила Associated Press, что правительство хочет активнее привлекать к реализации крупных энергетических проектов, в том числе АЭС "Белене", американские компании.
По поводу строительства газопровода "Южный поток" правительство пока подает противоречивые сигналы. Ранее министр экономики и энергетики Трайчо Трайков (Traicho Traikov) заявлял, что Болгария примет участие в "Южном потоке" только в том случае, если это будет ей выгодно. Затем он подтвердил участие страны в данном проекте, встретившись в октябре с российскими министром энергетики Сергеем Шматко.
Тем не менее, Трайков отметил, что остается несколько нерешенных вопросов, в том числе, по поводу объемов перекачки газа, а также о том, будет ли в этой поддерживаемой Россией транспортной системе использоваться действующая транзитная сеть Болгарии.
"Южный поток" получил мощное ускорение, когда в августе согласие на участие в проекте дала Турция, а 14 ноября министр энергетики Словении подписал с Россией соглашение о сотрудничестве в строительстве балканской ветки трубопровода. Москва еще несколько лет назад предложила построить "Южный поток" в качестве нового маршрута для транспортировки среднеазиатского и российского газа, который пойдет в обход действующих трубопроводов ненадежного торгового партнера Украины. После встречи со Шматко Трайков опроверг утверждения о том, что теперь трубопровод может поменять направление и пойти не через территорию Болгарии, а через турецкую часть Черного моря.
Судьба трубопровода Бургас-Александруполис также не ясна. Правительство проводит анализ технических требований и экологического воздействия этого трубопровода, по которому российскую нефть планируется перекачивать из болгарского черноморского порта Бургас в греческий порт Александруполис на побережье Эгейского моря. Хотя трубопровод относительно дешев, и его строительство обойдется примерно в 1 миллиард евро, проект вызывает озабоченность у экологов.
"Ожидаемая ежегодная прибыль в 30 миллионов долларов смехотворно мала, если учитывать возможные экологические риски для туризма, которые создает строительство трубопровода", - заявил Димитров.
НА БЕЗОПАСНОМ УДАЛЕНИИ
Многие обозреватели заявляют, что проводимый анализ проектов говорит об изменениях в позиции Софии.
"Безусловно, это [приостановка проектов] является попыткой дистанцироваться от России, - говорит старший научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям (European Council on Foreign Relations) Вессела Чернева (Vessela Tcherneva), возглавляющая его софийское отделение, - в данный момент позиции российского лобби ослабли по сравнению с периодом правления предыдущего кабинета".
Научный сотрудник софийского Института рыночной экономики (Institute for Market Economics) Петар Ганев (Petar Ganev) говорит о том, что государство твердо намерено снижать свою энергетическую зависимость от России. "В данный момент правительство ищет способы, чтобы стать более независимым. Мы вот-вот увидим, претворит ли оно свои слова в дальнейшие действия".
Министр иностранных дел Желева, выступая на энергетическом семинаре в Софии, заявила, что правительство "работает над всевозможными альтернативами" в попытке диверсифицировать газовые поставки.
Депутат парламента Димитров отмечает, что решение правительства должно быть прагматичным, а не идеологическим. "Споры о том, плоха или хороша Россия, бессмысленны. Сейчас важно снизить нашу зависимость от единственного трубопровода".
Одну из возможностей энергетической диверсификации предоставляет проект Nabucco, который пользуется поддержкой ЕС и считается прямым конкурентом "Южного потока". Правительство Болгарии неоднократно заявляло, что участие в сооружении этого трубопровода длиной 3300 километров, предназначенного для подачи каспийского газа в Австрию, является для него приоритетом.
"Несмотря на нашу энергетическую зависимость, мы не должны позволять России выкручивать нам руки. Это вопрос дипломатии, поскольку Болгария должна защищать свои национальные интересы", - заявляет Димитров.
Но даже если Болгария пойдет другим путем, до независимости от России ей еще очень далеко.
"Вопрос в том, насколько далеко мы можем пойти, дистанцируясь от России. Давайте не будем забывать, что в настоящее время Россия поставляет топливо для Козлодуйской АЭС, и что Болгария почти на сто процентов зависит от поставок российского газа. Поэтому в определенной мере нам следует учитывать пожелания России", - говорит Чернева.
Хотя Болгария пересматривает объемы своих обязательств в рамках проектов, официально она не отказывается ни от одного из них. Тем не менее, некоторые аналитики утверждают, что приостановка проектов это лишь первый шаг.
В любом случае, решение за правительство может принять рецессия.
И Чернева, и Димитров заявляют, что у Болгарии нет ни денег, ни опыта для реализации энергетических проектов такого масштаба.
"В данный момент руки у правительства связаны из-за плохой ситуации в экономике. Государство не может обещать поддержку таким грандиозным проектам, когда у него просто нет денег", - говорит Чернева.
комментарий читателя
Babeouf написал:
"Эти репортажи из серии "освобождаясь от России" превратились в полнейший идиотизм. Болгария может получать газ дешевле от поставщика Х? Тогда она будет покупать газ у Х. Однако, заметьте, пожалуйста, что крупнейшая экономика Европы двигается в обратном направлении.