КУНДУЗ, Афганистан. Эта когда-то мирная северная провинция находится далеко от центра партизанской активности движения "Талибан" на юге Афганистана, и американцы вместе с афганскими властями думали, что о Кундузе им беспокоиться незачем.
Афганское руководство два года назад на треть сократило численность местной полиции, а в этом году пошло на новые сокращения. Безопасность там предоставили обеспечивать нескольким тысячам немецких миротворцев. В провинции разместили только один афганский батальон тылового обеспечения.
Но за последние два года талибы постоянно наращивали свою активность в Кундузе. Сейчас они угрожают там важному пути снабжения НАТО, используя более изощренную тактику действий. В ноябре жители провинции впервые за восемь лет после изгнания талибов услышали мощную канонаду - это силы НАТО на протяжении пяти ночей подряд наносили воздушные удары.
Такой неожиданный поворот событий наглядно свидетельствует о дестабилизации обстановки даже в самых спокойных районах Афганистана. Это также указывает на то, что руководство США, НАТО и Афганистана столкнется с трудным выбором, даже если президент Обама решит направить в эту страну дополнительные войска. Свое решение об этом он может объявить на следующей неделе.
Даже если группировка войск будет увеличена очень существенно (данный вопрос сейчас прорабатывается), на север страны пошлют довольно мало подкреплений. Большая часть войск будет сосредоточена в очагах сопротивления талибов на юге и востоке Афганистана.
Афганские и иностранные представители заявляют, что ситуация на севере не должна была ухудшиться настолько сильно. Талибы там были разгромлены и рассеяны. Север страны давно уже является самым мощным оплотом сопротивления талибам, поскольку там действует Северный альянс.
Однако власти, а также американские военные инструкторы не проявили достаточной бдительности и не заметили проникновения талибов, сократив группировку войск в северных провинциях, чтобы усилить другие, более неспокойные регионы.
Такое решение создало угрозу безопасности, когда Кундуз превратился в мишень для нападения талибов с открытием в провинции нового маршрута тылового обеспечения войск НАТО, идущего из России и Средней Азии. Возможность для его использования появилась в 2007 году, когда на американские деньги там был построен важный мост. Данный маршрут должен был стать стратегической альтернативой опасному пути снабжения в горах Пакистана, поскольку на него регулярно совершали нападения боевики "Талибана".
Сейчас же талибы действуют в северной провинции настолько активно, что во время президентских выборов в августе полицейским пришлось отражать их атаки даже на окраине города Кундуза, поскольку боевики намеревались захватить его центр.
"Талибы были у дверей города; люди думали, что с правительством покончено", - заявил высокопоставленный представитель силовых структур, попросивший не называть его имя в связи с характером его работы.
С тех пор ситуация немного стабилизировалась, поскольку НАТО и афганские войска провели там операцию. Но провинции все равно грозит опасность.
По словам жителей Кундуза, они заметили, что весной прошлого года талибы вновь объявились в провинции, причем в большом количестве.
Именно в этот момент правительство президента Хамида Карзая, уступив требованиям американских военных, отвечающих за подготовку сил безопасности Афганистана, сократило численность полиции в Кундузе с 1500 до 1000 человек. Затем, уже в этом году, министерство внутренних дел отдало приказ направить по 200 полицейских из каждой северной провинции в Кабул для обеспечения безопасности столицы, поскольку боевики совершали там активные нападения.
Как заявил в интервью губернатор Кундуза Мухаммад Омар (Muhammad Omar), в таком уезде как Ханабад, население которого составляет 350000 человек, сегодня всего 80 полицейских. В уезде Чахардара, где действуют сотни мятежников, всего 56 полицейских. Их хватает лишь для того, чтобы охранять уездный центр и главную дорогу.
"Ситуация ухудшилась внезапно, - говорит губернатор, - первая причина в том, что у нас в Кундузе очень мало полиции, если принять во внимание стратегически важное положение этого региона. И наша полиция не в силах обеспечивать безопасность во всем регионе".
На самом деле, после своего поражения в 2001 году талибы и не уходили из этого региона. Боевики залегли на дно, но все равно представляли серьезную угрозу, требующую постоянного наблюдения. Об этом говорит бывший губернатор Кундуза генерал Мухаммад Дауд (Muhammad Daoud), ныне являющийся заместителем министра внутренних дел.
Талибы это в основном пуштуны, и вполне естественно, что они пользуются поддержкой среди пуштунского населения, составляющего едва ли не половину жителей Кундуза. Многие боевики - местные жители, бежавшие после 2001 года в Пакистан, а за последние два года постепенно вернувшиеся в родные места.
Как говорят представители афганских спецслужб, в провинции также вновь появились боевики из Средней Азии, входящие в группировку "Исламское движение Узбекистана", которая связана с "Аль-Каидой". Эти люди также укрывались в Пакистане. Местные журналисты видели некоторых из них. Власти, взявшие в плен отдельных мятежников, обвиняют в поддержке боевиков пакистанскую разведку, "Аль-Каиду" и даже Иран. Пакистан и Иран постоянно опровергают такие обвинения.
Каковы бы ни были факторы, способствующие дестабилизации в Кундузе - влияние иностранных боевиков или усиление талибов и еще одной региональной группировки - "Хезб-е ислами", западные представители говорят, что повстанческое движение в провинции стало более изощренным. Боевики проводят скоординированные нападения, организуя силами смертников подрывы начиненных взрывчаткой автомобилей и устраивая засады.
"Определенно, в этом году боевики гораздо лучше подготовлены, они могут осуществлять хорошо организованные нападения", - заявил один западный представитель.
Кундуз это плодородный сельскохозяйственный регион, изрезанный участками пустынной местности. Боевики действуют там с использованием той же тактики, что и в других провинциях. Они усиливают свой контроль, сочетая хорошо просчитанные методы запугивания и имеющиеся у них племенные связи.
Как говорят местные жители и представители органов власти, к весне 2008 года боевики стали появляться в Кундузе крупными группами численностью до ста человек, причем среди них были и иностранцы.
Они убивали местных лидеров, в том числе, чтеца Корана из пуштунов, который был обезглавлен. Боевики быстро взяли под свой контроль несколько районов проживания пуштунов, изгнав этнических узбеков из своих домов в ряде уездов. Об этом рассказал местный лидер Вакиль Кара Кушлик (Wakil Qara Qushlik), которому в прошлом году пришлось бежать из своей деревни.
Вначале талибы были более учтивы в отношениях со своими соплеменниками пуштунами. Прошлой весной одна группа боевиков без оружия пришла к известной пуштунской семье в Чахардаре и попросила о поддержке. Один из членов этой семьи, попросивший не называть его имя, сказал, что они тогда боялись за собственную безопасность. "Они очень хорошо вели себя с людьми, - рассказал он, - они остановили воровство, навели закон и порядок в нашем районе".
Но как и везде, все изменилось, когда талибы набрались сил и уверенности в себе, сказал этот человек. В этом году талибы пришли "с большими деньгами, с новыми долларами и с оружием", и начали собирать с крестьян исламский налог ушр.
Сейчас, рассказывает он, эти люди приходят к нему домой и требуют, чтобы он их кормил. Они начали запугивать его семью из-за того, что она не поддержала боевиков с самого начала.
"Для нас очень опасно, когда у мятежников появляется какой-то доход", - говорит генерал Дауд, который, будучи заместителем министра внутренних дел, отвечает за борьбу с наркотиками.
По его словам, наркодельцы, присмотревшиеся к границе Кундуза с Таджикистаном, быстро и с большой готовностью заключили союз с талибами, дабы дестабилизировать ситуацию, поскольку это способствует процветанию их незаконного бизнеса.
Бывшее правительство талибов действовало настолько жестоко, что многие афганцы даже не сопротивлялись. "Удивляет то, насколько быстро люди капитулируют с приходом талибов. Дело в том, что воспоминания о прошлом еще очень свежи", - заявил западный представитель.
Шоаибу 25 лет, он жил в деревне в уезде Арчи, а затем уехал в поисках работы в Кундуз. Он говорит следующее: "Нас заставляют мириться с талибами. Они вынуждают людей на каждой улице выделять по десять мужчин с оружием. Они говорят, что надо вести джихад".