Государственная французская энергетическая компания EDF может стать партнером российского Газпрома и итальянской компании Eni в реализации проекта строительства трубопровода «Южный поток» (South Stream). Российский премьер-министр Владимир Путин добивается того, чтобы его страна заняла доминирующее положение на европейском рынке природного газа, и он также хотел бы поставить крест на альтернативных маршрутах поставки энергоносителей. Вероятнее всего, Путин своих целей добьется.
Российский премьер-министр Владимир Путин близок к тому, чтобы достичь финиша очередного этапа во время своей поездки, и обеспечить таким образом России доминирующее положение на европейском рынке природного газа. Французская государственная компания EDF собирается стать партнером Газпрома и итальянской Eni в реализации проекта строительства трубопровода South Stream, по которому российский газ будет поставляться через акваторию Черного моря в Южную Европу. Во время своего рабочего визита в Париж российский премьер-министр, как предполагается, подпишет соответствующее заявление о намерениях.
Пару недель назад французский конкурент EDF компания GDF Suez объявила о том, что она хотела бы приобрести 9,5 процента акций трубопровода Nord Stream. Nord Stream – это еще один проект транспортировки газа, строительством которого Россия займется уже в самое ближайшее время. Это маршрут пройдет по дну Балтийского моря. Когда строительство этих проектов будет завершено, то Франция присоединится к Германии – партнеру России по Nord Stream – и Италии – опять же партнеру по South Stream, – и все они поддержат Путина в том, чтобы не дать европейцам предаваться каким-то сумасбродным идеям относительно диверсификации маршрутов поставок природного газа.
Заключение соглашений с французскими компаниями наносят еще один удар по проекту строительства газопровода Nabucco. Альтернативный проект должен был помочь европейским государствам избавиться от своей чрезмерной зависимости от российских поставок природного газа. Теперь будущее трубопровода Nabucco как никогда раньше неопределенно. Участвовать в этом проекте, политическую поддержку которому оказывают Европейский Союз и США, согласились Турция и некоторые восточноевропейские страны. Единственно, чего не хватает Nabucco, - это природного газа, так как продавцов, которые бы хотели или могли поставлять его поставлять, пока найти не удалось.
Может показаться странным, что европейские поставщики так стремительно бросились заключать долгосрочные договоры с Россией о поставках природного газа. В конце концов, сейчас многие из них не хотят приобретать те объемы газа, которые оговорены в соглашениях. По сведениям, полученным от специалистов этой отрасли, Газпром как раз пытается сейчас в соответствии с включенным в договоры принципом Take or Pay (англ.: бери или плати – прим. пер.) получить от концернов Eon и Eni около 3 миллиардов долларов. В связи с рецессией спрос на природный газ во всем мире упал.
Но это не проблема Путина. Трубопровод Nord Stream даст ему возможность осуществлять поставки газа в обход Украины и связанных с этой страной сложностей. Возможно, в конечно итоге ему вообще не понадобится трубопровод South Stream. Этот проект был придуман для того, чтобы окончательно доконать Nabucco. Но европейцы, кажется, справились с этой задачей и без поддержки со стороны России. Путин мог бы даже предложить объединить эти два проекта – под управлением России.